Глава депстроя Москвы: горожане перестали удивляться темпам строительства метро
Городские власти продолжают беспрецедентными темпами прокладывать метро в отдаленных районах и строить крупные автомобильные трассы. В преддверии уходящего года руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев рассказал ТАСС о том, куда потенциально может прийти метрополитен в ближайшие восемь лет и когда появится "исцеляющая среда" в городских поликлиниках.
— Традиционно декабрь в Москве богат на новые объекты. Расскажите о знаковых открытиях этого года и ждать ли москвичам новогодних подарков в этот раз?
— Как обычно, уходящий год стал для нас очень плодотворным. Достроили Северо-Западную хорду, проект, начатый еще в 2011 году, запустили уникальный балочный мост через канал имени Москвы. Планировали сдать объект в 2020 году, а открыли его досрочно — в ноябре. Фактически получилась новая масштабная магистраль. Время в пути по Алабяно-Балтийскому тоннелю между улицей Алабяна и Большой Академической улицей сократилось до двух-трех минут, почти в 20 раз. Эта новая магистраль в данном секторе города дублирует и МКАД, и Третье транспортное кольцо. Даже в пиковые нагрузки, когда видишь по навигатору, что и МКАД и ТТК загружены, Северо-Западная хорда едет, по ней движутся машины, и скорость передвижения увеличилась в разы. Я сам ей пользуюсь.
В этом году мы уже сдали восемь станций метро — первый участок Некрасовской линии с четырьмя станциями и еще столько же на территории Новой Москвы, от метро "Саларьево" до поселка Коммунарка. В ближайшие недели завершим строительные работы на участке Некрасовской линии от "Нижегородской" до "Косино", состоится технический пуск, а в начале следующего года по линии поедут пассажиры. Участок сложный, проходка перегонных тоннелей велась с помощью больших щитов диаметром 10 метров.
— Какой в целом потенциал у московского метро? Ему есть куда разрастаться в ближайшие пять-семь лет?
— Первые года три работы на своей должности я все объекты, которые мы строили, помнил наизусть. Сегодня их очень много, давайте посмотрим на карте. Слева — объекты дорожные, середина — это метро, справа — прохождение тоннелепроходческих щитов. (Подводит к трем картам на стене кабинета.)
В целом у нас уже планы определены вплоть 2027 года. Из видимых перспектив — строительство Бирюлевской линии. Эта задача стоит у нас на 2023–2025 годы, ветку уже начали проектировать.
До 2025 года возведем первые пять станций новой Рублево-Архангельской линии. Хотя приступить к строительству новой радиальной ветки планируем только в 2021–2022 годах, уже сейчас строим камеры съездов со станции "Улица Народного Ополчения" Большой кольцевой линии на будущую линию.
К 2023 году продлим Арбатско-Покровскую линию до Гольянова, а Калининско-Солнцевскую линию до Внукова. Аэропорт Внуково будет единственным аэропортом в нашей стране, куда можно будет добраться на метро.
— Китайские партнеры из компании CRCC (Сhina Railway Construction) помогут в строительстве перспективных линий?
— Китайские специалисты работают на ряде участков Большой кольцевой (БКЛ) и Коммунарской линии, отлично справляются с задачами, работают качественно. Это большая компания, у себя в Китае они построили 30 тыс. км скоростных магистралей.
Компания CRCC сейчас ведет строительство участка Большого кольца от станции "Аминьевское шоссе" до станции "Проспект Вернадского". Выполнен большой объем монолитных работ, завершена проходка перегонных тоннелей между станциями, остался последний тупиковый тоннель за станцией "Аминьевское шоссе".
В конце ноября завершилась доставка из Китая в Москву 10-метрового тоннелепроходческого щита "Победа" для строительства тоннеля на участке между станциями БКЛ "Нагатинский Затон" и "Кленовый бульвар".
Щит "Победа" сначала привезли из Китая Северным морским путем в порт Санкт-Петербурга, затем крупный груз был направлен по реке в Южный порт Москвы, а части комплекса, меньшие по размеру, перевозили автотранспортом.
— Если к строительству целых веток метро москвичи относятся как к нечто само собой разумеющемуся, чем планируете удивлять в будущем году?
— Прежде всего сдадим 680-метровый автомобильный мост через Нагатинский мост, который станет частью новой шестиполосной магистрали. По нему можно будет добраться с юго-востока столицы к строящемуся парку "Остров мечты". Инвестору и застройщику парка аттракционов активно помогаем: подвели дороги, помогли с коммуникациями, без поддержки города у них были бы существенные задержки. Это масштабный проект, он выгоден для города — рабочие места, туристическая привлекательность, финансовые обороты, налоги.
В 2020 году завершим реконструкцию "клеверной" развязки МКАД с Волоколамским шоссе, из-за которой образуются пробки как на МКАД, так и на Волоколамке и Пятницком шоссе. Доделаем южный дублер Кутузовского проспекта — 11-километровую магистраль с шестью полосами движения в обоих направлениях. Дорога разгрузит Мичуринский и Кутузовский проспекты, Можайское и Аминьевское шоссе, а также Мосфильмовскую улицу. Она улучшит транспортную доступность запада Москвы, включая микрорайон Сетунь и перспективную жилую застройку района Раменки.
В Лужниках начали подготовительные работы к строительству Дворца единоборств. Вообще объекты очень интересные и, как и все новые объекты в Лужниках, будут иметь свои особенности.
Это будут два независимо функционирующих друг от друга центра самбо и бокса. Каждый центр будет функционировать полностью независимо друг от друга, пересечение потоков их посетителей будет исключено. Объекты смогут использоваться федерациями самбо и бокса как полноценные тренировочные базы с возможностью восстановления и отдыха. Также здесь предусмотрено проведение соревнований различного уровня, в том числе и международных.
Фасады и интерьеры будут выполнены в виде многосветных пространств с обильным применением остекления.
В зданиях будут располагаться тренировочные залы и залы для соревнований, боксерские ринги, бассейн, сауна, хамам и криосауна, комнаты отдыха для спортсменов и персонала, подземный паркинг. Завершить строительство мы планируем в 2021 году.
— К новым дорожным стройкам приступите в 2020 году?
— У нас объекты делятся на крупно-магистральные, это хорды, и локальные — небольшие дороги, которые обеспечивают более удобную связь между районами. Всегда есть необходимость решать как локальные проблемы, так и глобальные. Например, построили мы эстакаду на Мичуринском проспекте на пересечении с улицей Лобачевского — вроде не глобальный объект, но в этом месте ушло напряжение, и время перемещения с 40 минут в пробке снизилось до двух минут.
И таких мелких точек в городе много: где-то пешеходный переход достаточно сделать, где-то дорогу локальную. А вот Северо-Западная хорда решает кардинальную задачу — с севера на запад перераспределяет транспортные потоки, то же самое будет делать Северо-Восточная хорда — с севера на восток, Юго-Восточная — с востока на юг. Все наши проекты направлены на решение разных задач.
Принципиально новых масштабных объектов, которые не анонсировались ранее, в 2020 году начинать пока не планируем, будем работать по текущему плану. До 2023 года закончим основную крупно-магистральную стройку в границах старой Москвы, после чего будем заниматься местными объектами улично-дорожной сети: локальные дороги, связки, мосты, пешеходные переходы, автомобильные переезды. А вот в Новой Москве работы продолжатся, планируем дойти до Бутова, там будут трассы покрупнее. Вообще я считаю, мы свою глобальную транспортную миссию, начатую в 2011 году, выполнили. При ежегодном увеличении количества автомобилей в городе на 200 тыс., средний балл загруженности дорог по городу снизился на две-три единицы. И Москва перестала быть мировым лидером по количеству пробок.
— Продолжая разговор о крупных магистралях, не мешают все эти споры в публичном пространстве о радиационном фоне вдоль будущей Юго-Восточной хорды?
— Давайте так, работать не мешают, но отнимают внимание и время. Есть люди, распускающие слухи, а есть те, которые несут за свои слова и действия ответственность — административную и уголовную. Первая категория людей может эмоционально высказывать свое мнение, но подпись они нигде не поставят. Поэтому их мнение должно учитываться соответствующим образом: к нему нужно прислушаться и показать жителям реальную картину. На этот счет у нас есть исследования, проведенные несколькими уполномоченными организациями, которые тоже несут уголовную ответственность за свои выводы. По их данным, никаких экологических рисков на участке строительства хорды нет. Объект будет строиться в соответствии с законодательством РФ.
— Совсем недавно началось переселение в первый жилой дом по программе реновации, построенный в ЦАО. Есть ли какая-то особая специфика реновации районов в центре, где много исторических построек?
— Все возводимые в центре жилые дома проектируются как архитектурные объекты высокого уровня. Внешние облики зданий будут полностью соответствовать исторической застройке, а для облицовки фасадов будут использованы высококачественные материалы.
К примеру, сейчас строится жилой дом на улице Бауманской в районе Басманный. Строгая разбивка фасадов с арочными окнами имеет связь с классической архитектурой. Переменная этажность и деление на несколько объемов придаст дополнительную выразительность зданию.
— Как идет реализация программы реновации в целом? Когда будет готов первый дом, построенный с самого начала по стандартам программы?
— С момента старта программы в Москве введено в эксплуатацию 49 жилых домов, из них передано под заселение 44. В стадии строительства находятся 143 здания, в проектировании — еще 65 объектов общей площадью 1,4 млн кв. м.
Первые жилые дома, которые были изначально спроектированы и построены непосредственно по программе реновации, будут готовы к середине 2020 года.
— Какие глобальные задачи ставите на будущий год в части развития объектов здравоохранения?
— Москвичам становится проще и удобнее заботиться о своем здоровье. В каждом округе столицы сегодня появляются современные, оснащенные всем необходимым поликлиники, больницы и лечебные комплексы. За счет бюджета города Москвы в предыдущие восемь лет введено в эксплуатацию 22 объекта здравоохранения, в том числе 12 поликлиник.
Мы спрашиваем москвичей, что они хотели бы изменить? Раньше жители отмечали, что нужно больше новых поликлиник, новых технологий в лечении.
Мы закупили новое оборудование, построили здания, а критику все равно периодически получаем.
И тогда стало понятно, что корень проблемы кроется не в уровне квалификации врачей и оснащенности поликлиник, а в атмосфере самого лечебного учреждения.
Оборудование у нас, может быть, современнее, чем в Европе, но оно разбросано по разным этажам и кабинетам, передвигаться неудобно. В фойе зашел — все серое и ничего не радует глаз, а могли бы обустроить зимний сад. И кресла какие-то неудобные, лестница далеко, облокотиться негде. Есть такое понятие, как "исцеляющая среда", иностранцы давно поняли, что, когда человек попадает в профессиональное учреждение, где продумана каждая деталь, мозг по-другому работает, и пациент начинает чувствовать себя лучше.
При проектировании новых поликлиник мы начали применять новый "Московский стандарт +", который предусматривает удобное зонирование и интуитивно понятную навигацию. Наиболее посещаемые кабинеты разместят на нижних этажах, наименее посещаемые и администрацию — на верхних. В зданиях будет больше открытых пространств с удобными диванами, буфетами для пациентов.
В 2019–2021 гг. ожидается ввод в эксплуатацию 21 нового объекта здравоохранения, в том числе 10 поликлиник, шесть больничных корпусов и пять подстанций скорой медицинской помощи.
Градостроительный эффект от строительства новых медучреждений поможет сократить очереди к врачам, облегчить запись к специалистам, оснастить здания современным высокотехнологичным оборудованием, создать систему паллиативной и патронажной помощи, а также решить другие важные задачи.
Беседовали Надежда Геращенко, Екатерина Лука, Олеся Кулинчик