30 АПР, 10:00

Глава АСИ Светлана Чупшева: коронавирус создаст новые ниши для бизнеса

Агентство стратегических инициатив направило в правительство целых четыре пакета предложений с различными мерами поддержки, призванных стабилизировать ситуацию в России на фоне пандемии. В интервью ТАСС глава АСИ Светлана Чупшева рассказала, какие инициативы для бизнеса сейчас наиболее приоритетны, как отслеживается "самочувствие" предпринимателей во всех уголках страны и какие тренды ждут экономику после окончания вируса.

— Как вы оцениваете последствия пандемии коронавируса в экономике и социальной сфере?

— Эпидемия коронавируса — не первая пандемия в истории человечества. Победа над пандемиями обычно дается нелегкой ценой, но продвигает человечество вперед с технологической и культурной точки зрения. На мой взгляд, коронавирус ускорит наступление определенных изменений в обществе. Один из очевидных трендов — это ускорение развития цифровых технологий, переход на распределенную и сетевую модель в бизнесе, применение новых подходов в образовании, здравоохранении и социальном обслуживании. Эти изменения создадут новые рыночные ниши и возможности для бизнеса.

— Агентство в апреле запустило "карту самочувствия бизнеса", отслеживающую положение предпринимателей в регионах на фоне коронавируса. Каковы первые результаты этого мониторинга?

— Мы обработали уже несколько тысяч ответов. Бизнесмены практически из всех регионов, к сожалению, уже столкнулись с проблемами от введенных в стране ограничений. Особенно остро это касается падения выручки. В большинстве регионов выручка компаний и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере торговли, бытовых услуг, общепита и гостиничного бизнеса, за прошлый месяц снизилась в диапазоне от 20 до 80% по сравнению с тем же периодом 2019 года.

— Можете обозначить основные проблемы бизнеса в этих условиях?

— Можно выделить две основные проблемы, с которыми столкнулся бизнес: одни считают основной проблемой падение спроса на производимые товары или услуги, другие отмечают невозможность вести бизнес из-за введенных ограничений.

— Кого из регионов сегодня можете смело похвалить в части быстрой реакции на проблемы предпринимателей?

— Если говорить о мерах поддержки для бизнеса, то лидером по обратной связи является Республика Саха (Якутия). Там большинство предпринимателей отметили, что уже воспользовались мерами поддержки, которые доступны в их регионе, или находятся в процессе получения такой поддержки. В качестве удачного регионального решения можно отметить действия московских властей по поддержке арендаторов. Так, правительство Москвы предоставляет меры поддержки собственникам коммерческой недвижимости в случае, если они снизили арендаторам сумму арендных платежей не менее чем на 50% за счет каникул по налогу на имущество организаций, земельному налогу, арендной плате за землю.

— Есть ли предложения, как сдержать массовые сокращения сотрудников в компаниях на фоне ухудшения показателей выручки компаний?

— Уже принят ряд важных решений, например, по беспроцентным зарплатным кредитам. И теперь важно, чтобы эти меры по-настоящему заработали, став доступными большинству пострадавших предприятий. В тех случаях, когда сокращений избежать не удастся, нужно поддержать практики временного трудоустройства людей в те компании, которые готовы взять новых сотрудников. В стадии тестирования, например, находится сервис Сбербанка по обмену сотрудниками в период кризиса, есть подобные инициативы и в сфере интернет-торговли.

— Сегодня 11 отраслей в экономике официально признаны наиболее пострадавшими из-за коронавируса. Так, туда вошли гостиничный бизнес, туризм, общепит и ряд других сфер. На ваш взгляд, нужно ли расширять список и какие отрасли стоит включить?

— Обратная связь, которую мы получаем от бизнеса, показывает, что пострадали на самом деле из очень многих сфер, а господдержка, ограниченная видами деятельности, оказалась доступна лишь 3% малых и средних предприятий. Поэтому еще в начале апреля мы предложили правительству России скорректировать подход и ввести систему критериев для отнесения к перечню пострадавших отраслей. Во-первых, внести в список всех тех, чья деятельность была принудительно приостановлена государством в связи с мерами по борьбе с пандемией, во-вторых, тех, чья выручка в апреле 2020 года упала более чем на 30% относительно средневзвешенной выручки за месяц в четвертом квартале 2019 года.

— Ранее вы направляли несколько пакетов предложений в правительство с мерами поддержки бизнеса. Что-то уже реализовано?

— Напомню, что Агентство стратегических инициатив отправляло в правительство четыре пакета мер поддержки различных сфер деятельности. Многие из предложенных нами мер поддержки бизнеса поддержаны и уже реализованы. Среди них можно отметить мораторий на банкротство, мораторий на налоговые проверки хозяйствующих субъектов (правда, он пока действует до конца мая), а также на проверки со стороны других контрольно-надзорных органов, продление срока действия разрешительных документов и лицензий. Некоторые предложенные нами меры были реализованы, но оказались недоступны многим предпринимателям. К ним, например, относятся беспроцентные целевые кредиты на выплату заработной платы.

— Что еще нужно сделать в ближайшее время?  

— На наш взгляд, необходимо запретить применять санкции по норме о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Нередко банки блокируют счета клиентов, если вовремя не получают информацию о происхождении средств, ссылаясь на эту норму. Также предлагаем ввести полную реабилитацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к которым эти санкции применены в 2020 году. Кроме того, бизнес просит распространить каникулы на уплату НДС и НДФЛ. Сегодня никаких послаблений по этим налогам ни для кого нет.

— Какие еще сферы помимо предпринимательской деятельности нуждаются в незамедлительной поддержке?

— Мы считаем, что нужны отраслевые меры поддержки для социальной сферы, образования и здравоохранения. Одно из наших предложений касается того, чтобы расширить использование ресурсов негосударственных образовательных платформ, которые сейчас являются большим подспорьем для родителей и учителей. Таких платформ только в орбите АСИ несколько десятков. Например, платформа Учи.ру с интерактивными уроками по математике, русскому, английскому, программированию. Или CORE — конструктор образовательных материалов и проверки знаний с аналитической системой выработки индивидуальных рекомендаций для пользователей. Мы также предложили использовать закрытые в несезонный период санатории для расселения домов престарелых и интернатов. Министерство здравоохранения идею поддержало: на этот счет разработаны рекомендации, которые уже разосланы в регионы.  

— К слову, одной из основных проблем перехода на дистанционное образование стала нехватка компьютеров и ноутбуков. Вы были в числе первых, кто объявил акцию по сбору техники в регионах. Каковы результаты?

— Нехватка компьютерной техники и отсутствие хорошей связи — серьезная проблема для детей, вынужденных учиться удаленно. Сейчас Министерство просвещения заканчивает верификацию всех данных, представленных регионами, о количестве требуемой техники, чтобы вся помощь была адресной. Но мы уже сейчас понимаем, что потребность большая — около 1 млн единиц. Совместно с министерством и "Единой Россией" мы организовали работу штаба, несколько десятков партнеров из числа крупных компаний выразили готовность стать участниками акции. И хотя еще не все организационные и технические вопросы решены, уже почти 180 тыс. человек получили технику. К этой акции, которая продлится до 1 июля, уже присоединяются некоммерческие организации, фонды, волонтерские организации, разработчики образовательных платформ и провайдеров.

— Планируете ли вовлекать вашу платформу НТИ для выработки системных решений при пандемии?

— Конечно, мы уже направили в правительство РФ перечень проектов Национальной технологической инициативы (платформа НТИ, объединяет представителей бизнеса и экспертных сообществ для выработки системных решений с учетом мировых трендов — прим. ТАСС), которые могут быть полезны в борьбе с кризисной ситуацией. Среди них — цифровые ингаляторы наноаэрозоля, которые способны значительно увеличить эффективность терапии больных пневмонией при COVID-19. Ключевым преимуществом цифровых ингаляторов является многократное увеличение эффективности доставки в организм лекарственного препарата, а кроме этого — цифровой контроль процедур, позволяющий отследить время приема препарата, последовательность применения, проконтролировать дозу, которую необходимо доставить в легкие. Кроме того, предложили разворачивать цифровые мини-поликлиники, чтобы создать в регионах более доступную и эффективную цифровую первичную медицинскую сеть нового типа.

Беседовали Юлия Ермилова и Наиль Шахвалиев

Читать на tass.ru