Глава Росприроднадзора: ответственность за вред экологии должна быть ужесточена
— Светлана Геннадьевна, какая актуальная ситуация с ликвидацией последствий аварии? Есть ли риск того, что зона загрязнения пока еще может расширяться?
— В настоящий момент объявлен режим федерального ЧС. Все решения, согласно законодательству, принимаются созданным штабом по ликвидации аварии, он же определяет порядок действия всех задействованных участников. Расставленные боновые заграждения достаточно эффективны, и глобальное распространение нефтепродукта удалось локализовать. Также необходимо отметить благоприятные погодные условия. Ветер сильный, но в пределах допустимого.
— Надежны ли завезенные на место аварии временные резервуары, особенно с учетом того, что они останутся там до морозов?
— Эти сооружения имеют паспорта производителя и являются надежными для временного хранения подобного продукта. Температурные режимы должны быть также обозначены в паспортах и сертификатах. Опираясь именно на эти выходные характеристики, будут приняты решения о сроках вывоза собранного топлива.
— Вы сообщали ранее, что после аварии в десятки тысяч раз превышена ПДК на водных объектах в Норильске. А как обстоят дела с содержанием вредных веществ в воздухе?
— Замеры вредных веществ в атмосфере применительно к этой аварии не производились. Мы имеем дело с открытой местностью, и пробы берутся сейчас по грунту и воде. Если будет необходимость, замеры атмосферного воздуха также будут произведены.
— Росприроднадзор намерен проверить все крупные предприятия России на предмет соответствия экологическим стандартам до конца 2020 года. Какие санкции предусматриваются в случае выявления нарушений? Планируется ли после аварии в Норильске ужесточать экологические требования к компаниям?
— Все санкции сейчас обозначены в КоАП и, пожалуй, являются самыми низкими по сравнению с возможностью других контролирующих органов, если мы говорим именно о штрафах. Мы считаем, что санкции за нарушения экологического законодательства должны быть усилены, а штрафы увеличены. Мы не видим в этом дополнительной нагрузки на бизнес, так как разумно полагаем, что никто из природопользователей не собирается нарушать закон. Мы руководствуемся одним подходом: загрязняешь природу — плати! Во всем мире именно экологические правонарушения являются самыми дорогостоящими. Вспомните мексиканский залив. Именно загрязнение океана обошлось в миллиарды долларов. Мы намерены обратиться в правительство с просьбой рассмотреть вопрос о ужесточении ответственности за вред, нанесенный экологии.
— Возможно ли восстановить экологию Норильского района до доаварийного уровня?
— Такую задачу поставил президент, и это должно быть сделано силами компании "Норильский никель".
— Возможны ли послабления для природопользователей для более динамичного восстановления экономики?
— В Национальной план по поддержке экономики, утвержденный правительством РФ, вошли, в том числе, меры по поддержке и предоставлении наиболее удобных способов оказания административных процедур и государственных услуг в сфере экологии. Все пожелания бизнеса были услышаны, обсуждены и учтены. Мы всегда выступаем за диалог. Первичная наша задача — это профилактика и предотвращение событий подобных тому, что случилось в Норильске.
— Повлияет ли авария в Норильске и последующие за этим меры на исполнение нацпроекта "Экология"?
— Наоборот, я считаю, что авария в Норильске заставит всех задуматься о возможных последствиях и усилить меры, направленные на соблюдение экологических требований и стандартов. Многие компании должны провести аудит своих объектов самостоятельно, как ответственные природопользователи. Эти меры, в том числе, помогут реализовать национальный проект "Экология" в полном объеме.