Глава АРЧК: программы развития Дальнего Востока востребованы у людей
Созданное пять лет назад Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике (АРЧК) не только помогает работодателям найти квалифицированных специалистов, но и работает над тем, чтобы выпускники дальневосточных вузов были востребованы и могли успешно строить карьеру. При участии агентства созданы и развиваются программы "Дальневосточный гектар" и "Дальневосточная ипотека", благодаря которым на востоке России можно бесплатно получить землю и взять ипотеку под 2% годовых.
Пандемия коронавируса показала, что действующие на Дальнем Востоке программы поддержки граждан не только востребованы, но и позволили регионам округа с меньшими потерями пройти период самоизоляции. О людях, которые уже воспользовались мерами поддержки, и дальнейших планах генеральный директор АНО "Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке" Сергей Ховрат рассказал в интервью ТАСС.
"Дальневосточный гектар"
— Сергей Владимирович, знаю, что этим летом на Дальнем Востоке стало сложнее арендовать дачи, а цены на них выросли, так как люди в условиях пандемии решили использовать их как альтернативу отдыху на курортах, а также для подсобных хозяйств. Вырос ли в связи с этим спрос на "дальневосточные гектары"? Какие регионы лидируют по числу заявок? Для каких целей, прежде всего, берут участки?
— Мы в ежедневном режиме отслеживаем результаты программы "Дальневосточный гектар". В марте и апреле, когда начал действовать режим самоизоляции, наблюдалось небольшое снижение динамики, поскольку люди не могли выехать и посмотреть участки, были закрыты многофункциональные центры, а Росреестр работал только в режиме предварительной записи. По мере снятия ограничений мы видим, что спрос на земельные участки восстановился: в среднем по программе ежемесячно поступает около 1 тыс. заявлений и столько же участков предоставляется в пользование.
"Гектары" на Дальнем Востоке уже получили около 82 тыс. человек. Больше всего заявлений приходится на Приморский, Хабаровский и Забайкальский края, Бурятию, Сахалинскую область и Якутию. Отмечу, что Забайкалье и Бурятия, которые только в августе 2019 года присоединились к программе, по числу заявок уже делят второе место среди всех регионов Дальневосточного федерального округа. Чаще всего люди берут землю, чтобы построить на ней дом, заниматься сельским хозяйством и бизнесом, но есть и те, кто намерен использовать участки для реализации туристических и рекреационных проектов.
— Сколько таких заявлений и в каких регионах Дальнего Востока чаще всего берут участки для туристических проектов?
— 7% всех получателей "дальневосточных гектаров", а это 5,5 тыс. человек, взяли землю, чтобы реализовать себя в туристической деятельности — построить кемпинги или охотничьи домики, обустроить базу отдыха, этнодеревню, спортивную площадку или даже экопарк.
Дальний Восток известен своими живописными побережьями, сопками, вулканами и нетронутой природой, и в любом уголке нашего округа можно найти интересные места. Это, безусловно, привлекает людей.
Приведу несколько примеров. В Чукотском автономном округе семья Коравье взяла землю в селе Ваеги и построила туристическую базу — оттуда они организуют поездки в тундру и полеты на собственном легкомоторном гидросамолете. В Приморье гостей принимает турбаза "Зион": домики неподалеку от побережья, ландшафтный дизайн и невероятной красоты природа. На Сахалине Роман Шатров с единомышленниками обустраивает экологический парк в бухте Тихая — инициативная группа организовала работу по очистке территории от мусора и занимается оборудованием туристических троп. На Камчатке появились конно-туристические клубы и этнодеревни, где демонстрируют быт, обычаи и творчество коряков.
— Вы уже упомянули, что Забайкальский край за год реализации программы вышел на второе место в ДФО по числу заявок. Это связано с тем, что власти региона не стали устанавливать вокруг Читы так называемую буферную зону, в границах которой "гектары" не предоставляют?
— Действительно, в Забайкалье меньше чем за год поступило 1,5 тыс. заявлений на получение "дальневосточных гектаров". Это ненамного меньше, чем в Приморье с 2016 года. Свое влияние, безусловно, оказало отсутствие буферной зоны вокруг Читы — эти земли наиболее востребованы, так как там лучше развита инфраструктура. Решение властей региона об открытии этих территорий было правильным.
— Вице-премьер — полпред президента в ДФО Юрий Трутнев предлагал сокращать буферные зоны и вокруг других дальневосточных городов. Вы работаете над этим? Есть ли города, власти которых согласились сделать это вслед за Читой?
Буферные зоны пока существуют вокруг 11 крупнейших городов Дальнего Востока. Идет работа по их сокращению: буферная зона стала меньше вокруг Магадана, Уссурийска, Арсеньева, Южно-Сахалинска и Комсомольска-на-Амуре. Планируется ее сокращение вокруг Улан-Удэ — правительство Бурятии подготовило соответствующий законопроект и направило его в законодательный орган. Ведутся переговоры о сокращении площади буферных зон вокруг крупнейших городов Приморья — Владивостока, Артема и Находки.
Я считаю, что буферные зоны надо открывать и дальше, чтобы у людей была возможность брать земли вблизи городов, строить на них дома. Будем вместе с регионами работать над этим.
— Режим самоизоляции подстегнул людей, уже получивших "дальневосточный гектар", активнее заняться реализацией своих проектов? Какова доля тех людей, которые, взяв участки, уже начали осуществлять свои задумки? Сколько "гектаристов" уже освоили полученные территории?
— Важный показатель освоения людьми "дальневосточных гектаров" — это подача соответствующих деклараций. Их уже подают те, кто первыми оформил землю на старте программы в 2016 году. Уведомления о начале деятельности уже подали 3,7 тыс. участников. Наибольшее количество документов поступило от жителей Хабаровского края — 1,3 тыс. деклараций, на втором месте Приморский край — 739 деклараций, а Сахалинская область замыкает тройку лидеров.
Период самоизоляции действительно позволил людям активнее реализовывать свои замыслы. Скажем, Елена Андреева в Приморском крае вместе с соратниками развивает проект по разведению, сбору и переработке дикоросов. Коллектив осваивает около 30 гектаров в одном из живописных мест Приморья, неподалеку от села Новороссия. Этой весной они собрали около 400 литров березового сока, посадили саженцы будущего плодового сада — калину, смородину, боярышник, начали облагораживать территорию. В их ближайших планах — строительство домиков для туристов и обустройство сушильни для трав — это сообщество занимается выпуском дальневосточных чаев.
Пчеловоды в Хабаровском крае перешли "на удаленку" и организовали онлайн-курсы по обучению своему мастерству. В результате к кооперативу "Таежная пасека" на "дальневосточном гектаре" присоединились 26 пчеловодов со всего района имени Лазо — не так давно они выиграли грант от государства и собираются построить цех, где будут готовить не только мед, но и варенье и сиропы.
Житель Хабаровска Павел Кочетков за два месяца самоизоляции достроил дом и в течение лета планирует провести его отделку, а к осени — переехать вместе с семьей жить на "гектаре".
"Дальневосточная ипотека"
— Как изменения на валютном рынке и распространение коронавируса отразились на льготной "Дальневосточной ипотеке"? Оправдались ли прогнозы о том, что спрос на нее возрастет, так как люди решат вложить средства в недвижимость?
— Сейчас сильных колебаний на валютном рынке нет. Мы видим, что Центробанк снижает ставку рефинансирования, соответственно, снижаются и ипотечные ставки. "Дальневосточная ипотека" — это 2% годовых, но при этом некоторые банки снизили эту ставку до 1,6%. Выдача кредитов несколько снизилась в период самоизоляции, когда люди не могли дойти до банков или застройщиков, но теперь динамика по числу поданных заявлений почти полностью восстановилась.
По данным на 25 июня, заключено 8,3 тыс. договоров, общая сумма кредитов составила 29,4 млрд рублей. Прием заявок от жителей округа продолжается, их число превысило 33,1 тыс. Большая часть заявителей — это, конечно, молодые семьи. По числу оформленных договоров лидируют Якутия и Приморье — в обоих регионах заключено примерно по 2,2 тыс. соглашений. В Республике Саха (Якутия) совокупная сумма договоров превысила 8,3 млрд рублей, в Приморском крае — 8,4 млрд рублей. Далее в рейтинге регионов следуют Хабаровский край и Бурятия, где к новоселью готовятся примерно по 1 тыс. семей.
— Планируется ли как-то скорректировать программу? Продолжите ли вы работу с банками по снижению ее ставки?
— Я думаю, что с учетом снижения ключевой ставки Центрального банка РФ многие банки, понимая, что продукт востребован, задумаются об этом. И мы, конечно, будем работать в этом направлении.
— Какие основные вызовы эта программа ставит перед властями и строительной отраслью Дальнего Востока?
— Главный вызов, который стоит перед всеми регионами, — удовлетворить спрос, который сложился по программе "Дальневосточная ипотека". До 2025 года в рамках существующих планов в регионах ДФО постоят более 91 тыс. квартир, но мы понимаем, что этого недостаточно, так как, помимо ипотеки, есть и другие жилищные программы. Поэтому регионы заключают соглашения со строительными компаниями, готовыми включиться в работу по программе, регионы обеспечивают их земельными участками и инфраструктурой, а застройщики, в свою очередь, гарантируют определенный уровень цен на квартиры.
Для регионов это возможность через инвестиции в строительство "запустить" мультипликативный эффект для своей экономики. Ведь эти средства, о которых я говорил выше, — 29,4 млрд рублей — вливаются в строительную отрасль и превращаются в рабочие места для других жителей округа, в работу строительных фирм и компаний, которые предоставляют им стройматериалы.
— Президент РФ Владимир Путин, озвучивая в 2019 году эту меру во время Восточного экономического форума, отмечал, что ее главная цель — привлечь на Дальний Восток людей с образованием, квалифицированные кадры. Справляется ли программа с этой задачей? Способна ли она, на ваш взгляд, решить проблему миграционного оттока из регионов ДФО?
— Я бы хотел акцентировать внимание на том, что программа "Дальневосточная ипотека" имеет огромное положительное влияние на социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа. Благодаря ей молодые семьи получили возможность приобрести жилье и платить за кредит, скажем, не по 30 тыс. рублей в месяц, а при той же сумме кредита и при том же сроке кредитования — по 15 тыс. рублей, достаточно подъемная сумма. Вместе с тем программа "Дальневосточная ипотека" не может в одиночку решить проблему миграционного оттока. Другие необходимые, на мой взгляд, факторы — это высокооплачиваемая работа и благоприятная среда для жизни.
Для кадров решают все
— Есть ли данные о росте безработицы на Дальнем Востоке после начала пандемии? Как агентство помогает людям найти работу?
— С апреля по середину июня число безработных в Дальневосточном федеральном округе увеличилось на 78 тыс. человек — до 132 тыс. Однако такой рост связан не только с сокращением рабочих мест из-за пандемии. Часть людей, которые не состояли на учете как официальные безработные, пришли на биржу, узнав о мерах государственной поддержки. Отмечу также, что количество вакансий в базе занятости ДФО в полтора раза превышает количество зарегистрированных безработных.
По поручению Юрия Трутнева агентство реализует комплекс мер, направленных на то, чтобы предложить жителям округа как можно больше вакансий. Для этого, во-первых, мы разместили на портале "Работа в России" около 1 тыс. актуальных вакансий для резидентов территорий опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток (СПВ) и уже получаем на них отклики: сотрудники агентства передают работодателям информацию о подходящих для них соискателях. Во-вторых, агентство совместно с Корпорацией развития Дальнего Востока актуализирует базу вакансий резидентов ТОР и СПВ, а также иных хозяйствующих субъектов. Сформировав эту базу, мы направим ее в органы службы занятости субъектов ДФО для информирования безработных граждан о возможностях трудоустройства. Кроме того, мы отрабатываем с регионами проекты по переобучению безработных граждан под нужды работодателей.
Тот факт, что многие люди, которые ранее были заняты в так называемом теневом секторе экономики, пришли на биржу труда, в перспективе будет способствовать тому, что рынок труда в России станет более прозрачным, а люди будут официально трудоустроены.
— Какую помощь АРЧК оказывает предприятиям, на которых до пандемии работали вахтовики из других регионов и иностранцы?
— С началом распространения пандемии многие компании заявили о необходимости продления срока вахтового метода работы — вахта без замены не могла осуществляться дольше трех месяцев. Постановлением правительства России были утверждены временные правила применения вахтового метода, которые предусматривают увеличение рабочей вахты до шести месяцев по согласованию с коллективными органами предприятий. Многие компании этим воспользовались.
— С какими еще трудностями столкнулись резиденты ТОР и СПВ в период пандемии? Какую поддержку вы им оказываете?
— Мы проводим еженедельный мониторинг кадровых рисков резидентов ТОР и СПВ в условиях пандемии. За это время от 27 резидентов поступили заявки на поиск кандидатов по 288 вакансиям. Более 1,5 тыс. отобранных кандидатов направлены на рассмотрение, идет процесс трудоустройства.
Агентство собрало информацию о потребностях резидентов в иностранных специалистах, без которых невозможны пусконаладочные работы на предприятиях. Эти данные переданы в Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, которое отрабатывает с уполномоченными органами вопрос разрешения приезда специалистов. Это необходимо, чтобы не допустить задержек в пуске предприятий.
— На Дальнем Востоке благодаря принципу "где ловим, там и строим" началось обновление флота краболовов — новые суда заложили на заводах в Хабаровске, Находке и Большом Камне. В ближайшие годы это потребует большего числа работников как для судостроительных предприятий, так и для крабодобывающих. АРЧК включилось в работу по подготовке таких кадров?
— Судостроение — одна из динамично развивающихся отраслей экономики Дальнего Востока. Агентство вместе с судостроительными компаниями и учебными заведениями работает над подбором и подготовкой кадров для этой отрасли. К примеру, в прошлом году при поддержке агентства в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта трудоустроены около 150 человек, а в этом году на Находкинский судоремонтный завод — 132 человека.
На основании потребностей предприятий в Дальневосточном судостроительном колледже и Дальневосточном федеральном университете дополнительно введены 125 бюджетных мест для подготовки кораблестроителей. Специально для Славянского судоремонтного завода на базе Приморского индустриального колледжа открыта новая специальность — "Оператор станков с числовым программным управлением". А Хабаровский колледж водного транспорта и промышленности является единственным на Дальнем Востоке, который осуществляет подготовку дефектоскопистов для верфей региона.
Рынок труда на Дальнем Востоке действительно ограничен по этим специальностям, поэтому АРЧК определило потенциальные регионы за пределами Дальнего Востока для поиска кадров — это Карелия, Санкт-Петербург, Ленинградская, Тюменская и Астраханская области, Красноярский край, Республика Крым. Для привлечения специалистов за пределами округа реализуется программа "Трудовая мобильность", по которой люди, переезжающие на работу в ДФО, получают подъемные средства — до 1 млн рублей. Почти 80% тех, кто переехал на Дальний Восток и трудоустроился на предприятиях округа, остаются здесь жить и работать.
Задач становится больше
— Скольким людям агентство помогло трудоустроиться на предприятиях Дальнего Востока с начала года? Это больше, чем за аналогичный период 2019-го? Какие отрасли наиболее востребованы?
— При участии агентства в I квартале 2020 года на дальневосточные предприятия были трудоустроены 1,5 тыс. человек. Если сравнивать с I кварталом прошлого года, то более чем в полтора раза. В целом же за без малого пять лет работы мы трудоустроили более 20 тыс. человек, большая часть которых — это жители Дальнего Востока. Наиболее востребованными отраслями для них традиционно являются судостроение, машиностроение, горнорудная отрасль и сельское хозяйство.
— Как складывается ваше сотрудничество с вузами и колледжами округа?
— Мы сотрудничаем со всеми вузами и колледжами Дальнего Востока, и в целом по федеральному округу при содействии агентства за три года открыто обучение по 41 новой профессии и специальности. Только в прошлом году количество бюджетных мест по востребованным специальностям увеличилось на 1,4 тыс., еще 550 бюджетных мест появилось по 17 новым специальностям. И все они востребованы, так как это запросы работодателей, которые развивают свои предприятия в макрорегионе. К примеру, в 2019 году для маслоэкстракционного завода "Амурский" (резидент ТОР "Белогорск" — прим. ТАСС) на базе Амурского колледжа сервиса и торговли открыли специальность "Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики", а на базе Приморского индустриального колледжа для Славянского судоремонтного завода (резидент СПВ — прим. ТАСС) стали готовить операторов станков с программным управлением.
В этом году мы подготовили рекомендации по увеличению контрольных цифр приема в учреждения высшего и среднепрофессионального образования по востребованным направлениям подготовки на 1,1 тыс. бюджетных мест и рассчитываем на открытие не менее 15 новых профессий, специальностей и направлений подготовки. Мы работаем с властями дальневосточных регионов, чтобы это состоялось и работодатели смогли получать специалистов, не привозя их с других территорий, а молодежь Дальнего Востока получила возможность учиться в родных местах, не уезжая далеко от дома. Параллельно стали работать над качеством — в прошлом году при нашем участии из федерального бюджета на создание современных мастерских в колледжах Дальнего Востока выделено 450 млн рублей.
Об этих изменениях надо рассказывать, надо привлекать молодежь поступать в учебные заведения Дальнего Востока. Здесь уместно отметить уже состоявшийся проект "Олимпиада "Ближе к Дальнему", который агентство реализует вместе с дальневосточными вузами. В этом году он охватил более 51 тыс. школьников изо всех субъектов нашей страны. В результате конкурса в этом году около 2 тыс. человек получили дополнительные балы к ЕГЭ и смогут воспользоваться ими при поступлении в вузы — партнеры Олимпиады.
— В сентябре Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке отметит свое пятилетие. Сергей Владимирович, чего удалось достичь за это время и какую ключевую задачу вы ставите для АРЧК на ближайшие годы?
— Пять лет — серьезный срок. За это время с помощью агентства на предприятия Дальнего Востока трудоустроены более 20 тыс. человек. Отмечу, что большая их часть — это дальневосточники.
В программе "Дальневосточный гектар" агентство переходит от организации выдачи земельных участков к помощи в процессе их освоения. Это предложенная нами кооперативная модель освоения земельных участков, которой уже сейчас пользуются порядка 1 тыс. человек. Для людей разработаны и предложены на нашем сайте различные методики выбора и освоения земли. В этом году мы запустим проект, который позволит людям, уже реализующим произведенную на "гектарах" продукцию или только планирующим это, правильно выстроить маркетинговую стратегию.
Проект "Дальневосточная ипотека" только начинается. Здесь есть вызов: сделать доступным для большинства желающих применение низких процентных ставок при строительстве собственного жилья. И мы работаем над этим.
Каждый год деятельности агентства привносил что-то новое. Главное, чтобы все наши инициативы и проекты помогали людям, живущим на Дальнем Востоке и в Арктике, и были ими востребованы. Это наша основная цель и задача.
Беседовал Илья Баринов