Глава деппрома Москвы: комплексное развитие позволит продумать экосистему промзон
В среду в Москве подписан первый в России договор о комплексном развитии промышленных территорий. Этот механизм был введен в России еще в 2017 году, однако старт реализации стал возможен только сейчас. Исполнителем первого договора стала компания "Стройэкспорт НП" — дочерняя компания "РГ-Девелопмент". В рамках договора о КРТ инвестор вложит 14 млрд рублей в развитие территории промзоны "Октябрьское поле". В Москве застройка промышленных территорий ведется довольно давно, но в чем преимущества и отличия программы комплексного развития в интервью ТАСС рассказал глава столичного департамента инвестиционной и промышленной политики Александр Прохоров.
— Застройка и редевелопмент промышленных зон в Москве ведется довольно давно. В чем отличия между обычной застройкой и новой программой КРТ?
— КРТ дает возможность комплексно развивать и застраивать те территории, где правообладатели либо не готовы, либо не хотят этим заниматься. Например, есть такая производственная зона "Автомоторная" — она состоит из нескольких десятков небольших земельных участков, они принадлежат разным правообладателям, которые между собой никогда не договорятся, поэтому сама по себе производственная зона масштабно никогда не будет перестроена: не получится построить одновременно и жилье, и необходимую социальную инфраструктуру, и создать места приложения труда. Вот тут как раз на помощь приходит КРТ.
КРТ позволяет сразу продумать экосистему большой территории. Чтобы при строительстве жилья не забыли про социальную инфраструктуру и строили ее с опережающими графиками. Чтобы помимо магазинов и кафе там могли расположиться современные высокотехнологичные производства, дающие новые рабочие места.
При этом механизм КРТ нормативно закрепляет права и обязанности сторон — города и инвестора. В договоре четко прописываются сроки исполнения и ответственность за их нарушение. То есть построить только что-то одно не получится. В худшем случае договор будет расторгнут и начнутся поиски другого инвестора.
— Недавно вы проводили ревизию всех промышленных зон в Москве. Каковы ее итоги?
— На сегодняшний день мы обследовали уже 100% промышленных территорий столицы — это около 14,8 тыс. га, или более 13% общей площади "старой" Москвы.
Из них около 5,4 тыс. га — территории, потенциально пригодные для градостроительного развития, в том числе с помощью КРТ. Градостроительный потенциал проектов КРТ может составить порядка 37 млн кв. м.
По нашим подсчетам, проекты комплексного развития территории могут дать городу более 500 тыс. рабочих мест и почти 3 трлн поступлений в бюджет в виде налогов и платы за изменение разрешенного вида использования земли, а общий объем инвестиций в реализацию проектов составит около 7 трлн рублей.
— Сообщалось, что прежде чем принять решение о редевелопменте промышленной зоны, будут вестись переговоры с ее владельцем, чтобы он сам начал восстанавливать территории. Как успехи в этом направлении? Насколько активны владельцы заброшенных промышленных зон?
— Наш департамент и Агентство промышленного развития Москвы (АПР) регулярно проводят рабочие совещания с правообладателями территорий.
Изначально никто не был готов к изменениям и развитию территорий, все правообладатели на КРТ реагировали отрицательно, просто до конца не понимая, что это такое.
Поэтому первая встреча, как правило, носит ознакомительный характер, специалисты разъясняют механизм КРТ и его преимущества и отвечают на вопросы. По итогам такой встречи большинство правообладателей, как правило, меняют отношение, начинают прорабатывать возможные варианты реализации проекта. Кто-то ищет инвестора, кому-то необходим будущий резидент на промышленную площадку. Во всех этих вопросах правительство города оказывает помощь.
Вторая встреча чаще всего происходит спустя месяц после первой. Здесь уже правообладатели приходят с конкретными намерениями, многие успевают провести переговоры с соседями. По итогам второй встречи мы составляем план мероприятий — дорожную карту — для заключения договора о КРТ и реализации проекта.
Сейчас в активной стадии работы находятся шесть проектов КРТ, правообладатели которых договорились между собой и разрабатывают документацию по планировке территории.
— Каков интерес инвесторов к освоению промышленных зон? Какие объекты там наиболее востребованы и привлекательны для инвесторов? Как вы привлекаете инвесторов для редевелопмента промышленных зон?
— Инвесторы очень активно следят за редевелопментом промзон Москвы и хотят реализовывать свои проекты на этих территориях. Спрос есть.
В первую очередь, конечно, проекты, связанные с жилой и общественно-деловой застройкой. Однако есть интерес и к строительству промышленных предприятий, например на территории бывших больших заводов с хорошей транспортной доступностью, выстроенной логистикой и — нередко — железнодорожным сообщением. Интерес также объясняется наличием на таких площадках необходимой инженерной инфраструктуры, мерами поддержки для таких проектов, которые приняты на уровне города.
— О запуске программы КРТ было объявлено еще несколько лет назад. Насколько легко дается реализация программы? Какие основные трудности можете отметить?
— Реализация любых проектов в условиях сложившейся застройки — это непростая задача. А проекты КРТ осложняются еще и тем, что на территориях располагаются от одного до нескольких десятков правообладателей
Тем не менее за несколько лет работы город проделал колоссальную подготовительную работу, обследовано, пройдено ногами почти 15 тыс. га — это очень много. Все производственные территории проанализированы на предмет фактического использования и возможности развития. Мы планируем со второй половины этого года направить все усилия на проекты, поскольку саму программу подготовки предложений по КРТ мы завершаем и переходим в стадию работы с инвесторами, промышленными застройщиками, аукционами.