29 СЕН, 09:00

Ректор ДГТУ: мы готовим инженеров, способных решать сложные технологические задачи

Донской государственный технический университет (ДГТУ), один из крупнейших вузов юга России, использует полученный во время пандемии коронавируса опыт дистанционной работы для создания "цифрового университета" — уже в нынешнем учебном году здесь начнут функционировать электронные зачетки и банк видеолекций по основным курсам. Пандемия подтолкнула ученых вуза и к новым научно-исследовательским проектам — в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований в ДГТУ выясняют, относятся ли ежи, крысы и летучие мыши средней полосы и юга России к категории потенциальных источников новых вирусных инфекций. Параллельно ДГТУ строит новый кампус, благодаря чему уже в ближайшие годы в центре Ростова-на-Дону появится город-вуз площадью свыше 200 тыс. кв. м.

О том, какие позитивные уроки удалось извлечь одному из ведущих вузов Южного федерального округа из ситуации с пандемией, зачем строить университетский городок в центре Ростова-на-Дону, как создаются комбайны и могут ли дикие животные переносить коронавирусную инфекцию, в интервью ТАСС рассказал ректор ДГТУ, профессор Бесарион Месхи.

Виртуальный кампус и масочный режим

— Бесарион Чохоевич, как вуз пережил пандемию?

— Сложно. Ни с чем подобным студенты и преподаватели никогда раньше не сталкивались. Особенно тяжело было перестроиться на онлайн-формат, все-таки ничего эффективней личного общения между преподавателем и студентами в мире не придумали. Веками вузовская система держится на этом. Онлайн-занятия по большинству дисциплин проходили на нашей платформе "СКИФ ДГТУ". Были и необычные решения: например, студенты факультета "Информатика и вычислительная техника" в качестве платформы для дистанционного обучения использовали компьютерную игру Minecraft, в которой прошли занятия по функциональному программированию. Первая же лекция вдохновила ребят на создание первого в истории игры виртуального кампуса университета. Позже в этом цифровом пространстве они организовали выставку художника Михаила Цатуряна, концерт композитора и пианиста Кирилла Рихтера, выступление стендап-комиков, а также спектакль "О борьбе с печенегами" вузовского "Театра 633".

— 1 сентября студенты и преподаватели вернулись в университетские аудитории. Пандемия еще не закончилась, но вуз возвращается к нормальной жизни. Как это происходит? Есть ли преподаватели, которые предпочли начать учебный год в дистанционном режиме?

— Масочный режим сохраняется, средств защиты в вузе достаточно — любой студент или преподаватель может взять столько масок, сколько ему нужно. В университете установлены диспенсеры с дезинфицирующими средствами. Да, возможно, все это неудобно, создает дискомфорт, даже отвлекает, но главное — сохранить здоровье наших студентов, преподавателей и сотрудников. В общежитиях на всех входах стоят волонтеры в белых халатах из числа наших студентов, которые с помощью бесконтактных термометров измеряют температуру. Мы этих студентов поддерживаем, провели для них специальное обучение.

Очень немного преподавателей, человек пять, с началом нового учебного года остались работать дистанционно. Но они ведут в дистанционном режиме полноценные занятия, мы создали для них все условия. Аппаратуры, необходимой для этого, в вузе достаточно. В ближайшее время закупим еще, потому что коронавирус пока не отступил и нужно быть готовыми ко второй волне пандемии.

Как никогда тщательно и вдумчиво мы подошли к началу учебного года, к организации обучения в сложившейся эпидемиологической ситуации. Но у нас в городе пять кампусов. На учебу в них ежедневно приходит 35–40 тыс. человек — по российским меркам население небольшого города. Разумеется, мы не можем заставить преподавателей рисковать своим здоровьем. Каждый сам решил, возвращаться ли ему в аудитории или нет.

— А какие-то позитивные моменты извлекли из ситуации с пандемией?

— Из любого испытания должен быть получен какой-то ценный опыт. ​Мы давно подошли к реализации концепции "цифрового университета", пандемия заставила нас ускорить эту работу. Решая экстренные задачи, свалившиеся на нас с пандемией, мы обновили многие программы, компьютерную технику, все учебные планы перевели в электронный формат. В новом учебном году переходим на цифровые зачетные книжки: функционально они выполняют те же функции, что и бумажный аналог, — статистика успеваемости студентов будет отражаться в их личных кабинетах.

На базе вуза мы создали две студии для записи онлайн-курсов. Первая оснащена профессиональным графическим планшетом-монитором с поддержкой сенсорного ввода и пера, она предназначена для графического редактирования и оформления лекционных материалов. Вторая студия оснащена стеклянной доской-панелью, на которой лектор может демонстрировать студентам любую цифровую информацию и делать рукописные пометки.

Сегодня-завтра мы закончим формирование ключевых лекционных курсов, которые будут доступны обучающимся на цифровой платформе вуза. Если студент не понял что-то с первого раза или ему требуется дополнительная информация в учебнике, он всегда может отмотать назад, прослушать еще раз. Уверен, что это будет востребовано не только во время пандемии, но и после ее завершения.

Мы решили, что в новом учебном году один день в неделю будет полностью посвящен дистанционному обучению.

Моделирование городов, нейропрограммирование и культурология

— Открылись ли в этом году в университете какие-то новые специальности, в том числе те, которые стали актуальны на фоне пандемии коронавируса?

— Процесс лицензирования образовательной программы занимает весьма продолжительное время. Запустить что-то новое, что было бы прямо спровоцировано пандемией, было невозможно. При этом существующие в вузе направления подготовки, судя по итогам приемной кампании, сохранили для абитуриентов актуальность. Наибольшей популярностью среди поступавших на бюджетные места пользовались такие направления, как информационные системы и технологии, мехатроника и робототехника, строительство, техносферная безопасность, электроэнергетика и электротехника, архитектура, дизайн, экономика и лингвистика. Иностранные абитуриенты проявили интерес к строительству, лингвистике, мехатронике и робототехнике, энергетике и нефтегазопромышленности, авиастроению.

В начавшемся учебном году мы предложили студентам и магистрантам много новых учебных программ и направлений подготовки. Например, запустили программу по направлению "Информационное моделирование в строительстве и городском хозяйстве". Здесь учатся будущие специалисты по информационному моделированию не только зданий и сооружений, но и крупных территорий — городов или регионов. Студенты, выбравшие программу "Проектирование и строительство инженерных систем энергоснабжения и жизнеобеспечения", будут изучать процессы преобразования различных видов энергии, исследовать конструктивные особенности установок и комплексов, использующих ветровую, солнечную, биогазовую и низкопотенциальную энергетику.

Запущена уникальная для России образовательная программа "Нейромедиа", разработанная в партнерстве со специалистами Высшей школы экономики на средства гранта Министерства науки и высшего образования РФ. Выпускники программы станут профессиональными медиамаркетологами с набором компетенций в психологии, нейропрограммировании и медиапроизводстве.

Выпускники нашей магистерской программы "Менеджмент проектов в сфере культуры" получат навыки руководства творческим коллективом и учреждением культуры, научатся просчитывать финансовую составляющую культурных и развлекательных проектов, создавать уникальный творческий продукт с применением цифрового контента и, что немаловажно, развивать его посредством современных технологий продвижения.

Вирусы, корма и комбайны

— Пандемия создала потребность в новых научных разработках — в том числе по поиску потенциальных возбудителей новых инфекционных заболеваний. Сообщалось, что ученые ДГТУ намерены выяснить, могут ли ежи и крысы заражать людей коронавирусами. На какой стадии эта работа?

— Наш новый факультет "Биоинженерия и ветеринарная медицина" проводит это исследование на грант Российского фонда фундаментальных исследований, наши ученые занимаются выделением вирусов, носителями которых выступают ежи, крысы и летучие мыши. Задача этой группы — установить те вирусы, которые обладают наибольшим потенциалом к переходу к человеку, что позволит предупредить распространение вирусов, подобных тому, с которым мы столкнулись в этом году.

Исследования продлятся два года, финансирование проекта составит 12 млн рублей. Цель гранта — спрогнозировать возможность перехода коронавирусов от животных к человеку. Сейчас идет полевая работа по сбору биологического материала. Уже есть подозрения, что ежи в России могут быть носителями коронавирусов — в основном неопасных для человека. Наши ученые выделят коронавирусы от ежей, летучих мышей и крыс и изучат их потенциальную опасность, в том числе при мутациях. Первые научно обоснованные результаты надеемся получить в июле 2021 года, полностью завершатся исследования в июне 2022 года.

Еще одно направление, которым сейчас занимаются ученые факультета, связано с разработкой современных кормов для птиц и животных, которые будут безопасны с точки зрения развития в них патогенных микроорганизмов. По сути, создается кормовая добавка, которая заменит антибиотики. Это сделает продукцию животноводства более чистой и безопасной — ведь через корм антибиотики попадают в организм животного, а через мясо — в организм человека. Мы активизировали исследования в этой области, поскольку кормопроизводство — один из важнейших вопросов для отечественного сельского хозяйства, сельхозтоваропроизводители заинтересованы в том, чтобы в нашей стране появились качественные и доступные аналоги таким кормам, которые сейчас импортируются. Исследование рассчитано на три года, но может быть продолжено. На сегодня это единственный в России проект по кормопроизводству с участием американских ученых — в работе научно-исследовательской группы принимает участие наш бывший соотечественник, профессор пищевой науки Университета Рутгерса, расположенного в штате Нью-Джерси, Михаил Чикиндас. Господин Чикиндас много лет занимается исследованиями природных антимикробных соединений и их контролируемой доставки.​

— В прошлом году началась работа по созданию на базе ДГТУ научного образовательного центра (НОЦ), который претендует на статус федеральной площадки. В какой стадии сегодня этот проект и как вы оцениваете перспективы Южного НОЦ стать федеральным?

— Я хотел бы подчеркнуть: мы работаем над созданием Южного НОЦ мирового уровня, где мы выступаем в статусе оператора. Мы готовим архитектуру, платформу, систему, финансирование, научные школы. На сегодняшний день у нас действует Центр управления проектами Южного НОЦ.

Для получения Южным НОЦ федерального статуса совместно с экспертами "Сколково" при поддержке правительства Ростовской области были проведены три проектные стратегические сессии. Основным направлением центра станет цифровая трансформация агропромышленного и индустриального комплекса, в том числе за счет внедрения технологий поколения "Промышленность 4.0". Одной из важнейших задач создаваемого НОЦ станет выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по заказу бизнеса, оказание комплекса услуг по цифровой трансформации предприятий и подготовки кадров нового поколения.

В работе Южного НОЦ уже выразили желание участвовать ведущие вузы, научные организации и предприятия Ростовской области. Сфера их интересов крайне широка — это "умное" сельское хозяйство, машины и агрегаты, самолеты и вертолеты, новые материалы. Сегодня с создаваемым НОЦ взаимодействуют 35 индустриальных партнеров.

Так, с Ростсельмашем (крупнейший производитель сельхозтехники в России — прим. ТАСС) мы открыли лабораторию, в которой запущен проект по созданию электронных моделей комбайнов. Инжиниринговый центр ДГТУ, при котором открыта лаборатория, располагает уникальным оборудованием стоимостью 75 млн рублей. При помощи этого оборудования, в том числе мощнейших компьютеров, создаются электронные модели сельскохозяйственных машин, выпускаемых Ростсельмашем. Цифровые двойники прогоняются через имитационную модель, что позволяет выявить недоработки и провести оптимизацию узлов и конструкций.

Здесь будет город-вуз

— ДГТУ начал реализацию проекта по созданию нового современного кампуса. На какой стадии реализация этого проекта? Как скоро он будет завершен? И самое главное, что этот кампус даст университету и городу в целом?

— Это будет современный университетский кампус мирового уровня, который позволит студентам в одной локации учиться, жить, заниматься спортом и приобщаться к культуре. Инвестпроект предполагает до 2023 года строительство девяти новых образовательных, научных и спортивных объектов. Сейчас разные корпуса вуза разбросаны по всему городу, в среднем около часа студенты и преподаватели тратят на то, чтобы добраться до аудиторий. С окончанием строительства кампуса на одной территории будут локализованы научные, образовательные, спортивные и социальные объекты опорного вуза. Студентам не придется ездить через весь город, чтобы попасть на занятия: выйдя из общежития, они через пять минут окажутся в лекционном зале или лаборатории, после лекций смогут в соседнем здании заняться спортом, оттуда отправиться в конгресс-холл, где работают творческие объединения вуза. Мы создаем комфортные и современные условия для получения высшего образования.

Решением этой задачи мы занимаемся с 2007 года. При поддержке правительства Ростовской области первые пять объектов уже введены в эксплуатацию — это общежитие №5, конгресс-холл, физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном, учебные корпуса №7 и 8, где располагается медиапарк "Южный регион — ДГТУ", и промышленный коворкинг "Гараж". Недавно открыли общежитие с социальным блоком — учебными аудиториями, столовой, комнатами отдыха, там же расположились гимназия и центр популярной науки "Дом научной коллаборации имени А.С. Попова", который мы открыли 1 сентября.

По завершении строительства нового кампуса университетский городок будет располагать современными и комфортабельными зданиями различного назначения общей площадью 200 тыс. кв. м. Кроме новых учебных корпусов появится ледовый дворец, стадион, два общежития площадью почти 40 тыс. кв. м. Этот кампус, вне всяких сомнений, станет достопримечательностью нашего города.

— Получится большой район ДГТУ в центре Ростова-на-Дону.

— Очень большой район. Я бы сказал, город в городе.

— Реализация плана развития университета, о котором вы говорите, повлечет за собой увеличение числа студентов, которые будут учиться в ДГТУ?

— Обязательно. Сегодня у нас около 47,5 тыс. человек на разных формах обучения. Мы планируем увеличить набор иностранных студентов на 2,5–3 тыс. человек. Около 10% наших студентов обязательно будут гражданами других стран.

Школа инженеров

— В прошлом году в ДГТУ открыт новый институт опережающих технологий "Школа Икс", где осуществляется подготовка инженеров для "умного" сельского хозяйства. Как развивается проект?

— "Школа Икс" реализует модель проектного обучения. Эта модель нацелена на формирование у выпускников компетенций, которые позволят решать актуальные технологические задачи, разрабатывать и развивать собственные проекты. Студентов учат развивать инженерное мышление в процессе реализации конкретных технологических и конструкторских задач. Когда практика и теория соединяются, получается прекрасный результат.

Инженерное образование сегодня требует внедрения практикоориентированной подготовки. Учащиеся "Школы Икс" изучают те же предметы, что и студенты стандартных вузовских направлений: химию, биологию, устройство электротехники, растениеводство, фотонику и т.д. Но делают это в привязке к тому проекту, которым занимаются. Если в рамках проекта нужны знания по материаловедению — им читают лекции по материаловедению. Нужна биология — они изучают биологию. Люди только после школы пришли — и сразу окунаются в конструирование...

Сейчас учащиеся "школы" совместно с Ростсельмашем работают над задачами в области "умного" сельского хозяйства и точного земледелия.

Когда в прошлом году подошло время защиты проектов, разработанных в "Школе Икс", на нее пришли не только преподаватели, но и представители разных отраслей. Перед нашими воспитанниками были поставлены по-настоящему сложные задачи. Тем не менее ребята блестяще с ними справились. Каждый проект, механизм, машину они сами, своими руками разработали и собрали. Это и есть инженерное мышление: придумать, рассчитать и построить.

Когда-то в тридцатые преподаватели нашего вуза участвовали в создании первого отечественного комбайна. В той первой конструкторской команде было 12 преподавателей и 46 студентов, они и начали делать первый самоходный комбайн "Сталинец-1". Потом появилось целое семейство этих комбайнов. Конструкторы в цехах, в непосредственной близости к производству, решали проблемы, с которыми сталкивались в процессе разработки машины. Такой я вижу нашу "Школу Икс" — сегодня надо воспитывать инженеров, которые читают чертежи как книгу, умеют изобретать машины, механизмы, технологии. Тогда мы достигнем нового технологического прорыва.

Беседовали Сергей Леваненков, Максим Тищенко

Читать на tass.ru
Теги