6 МАР, 10:00

Начальник ОАТИ: заинтересованность и требования горожан к благоустройству Москвы растут

Дмитрий Семенов о коррупционных рисках, жалобах москвичей и беспилотниках в Новой Москве

Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ) ведет постоянную работу по контролю за благоустройством столицы. Сотни инспекторов ежедневно следят за тем, как во дворах убирают снег зимой и собирают мусор летом, как ремонтируют автомобильные дороги и размещают рекламные щиты. О том, какие планы ставят перед собой инспекторы Объединения на ближайшую перспективу, и каких результатов им удалось добиться в прошлом году, в эксклюзивном интервью ТАСС рассказывает начальник ОАТИ Дмитрий Семенов.

Дмитрий Семенов

- Дмитрий Александрович, расскажите, чем занимается ОАТИ?

- Занимаемся контролем благоустройства городских территорий. Скажем так: все что снаружи домов зданий и сооружений является сферой нашей деятельности. Следим за уборкой, санитарной очисткой городских территорий, контролируем содержание дорог, мест про ведения земляных работ, наружного освещения, состояние фасадов нежилых строений, рекламное оформление и вывески, то есть все, что входит в понятие благоустройство территорий. Большой отдельный блок - это контроль содержания самоходной техники, аттракционов с механическим приводом.

По всем этим направлениям в соответствие с административным кодексом Москвы нами принимаются, при выявлении нарушения, меры административного воздействия, контролируется устранение выявленных замечаний.

- За последние годы число нарушений выросло или сократилось?

- Об уменьшении каком-то значительном пока говорить не приходится, ведь Москва очень большой город и количество тех вопросов, которое Объединение отслеживает, постоянно увеличивается. Вместе с тем, состояние уборки в мегаполисе, в целом, улучшилось - динамика здесь положительная начиная с 2010 года. А вот нарушений меньше не становится, именно потому, что усилили и ужесточили контроль. Но они становятся менее грубыми, их более оперативно устраняют. Так, если пять - шесть лет назад на устранение нарушения уходило 4-5 дней, то сейчас это делается за сутки.

Например, с момента выявления выбоины на дороге до ее ликвидации должно пройти не более одних суток. Раньше было 3-5 дней. То же касается и вывоза снега - если в прежние годы регламенты предполагали ежедневный вывоз 1 см выпавшего снега и, например, выпало 6 см, то его и убирали 6 дней. А теперь на эту же работу выделяется всего три дня. Стал другим и подход инспекции к выявлению нарушений: за то, что раньше считалось незначительным, сейчас - штрафуем.

- В какой сфере больше всего нарушений? В уборке или содержании территорий?

- Примерно четверть всех нарушений - это недочеты в уборке и санитарном содержании, еще 20% - это нарушения в содержании дорожного хозяйства и прилегающих территорий (барьерные ограждения, парапеты, реклама, опоры, остановочные павильоны), еще примерно 12% - нарушения содержания внешнего вида фасадов административных зданий, 14% - нарушения правил подготовки и проведение земляных работ.

Наиболее часто выявляемые и повторяющиеся нарушения бывают в текущем санитарном содержании, уборке. Причем, не только улиц и дворов. Это еще и объекты, которые должны эксплуатироваться их владельцами. Например, у банка есть дворовая территория, ее тоже надо убирать, вывозить снег. То же самое касается и приведения в порядок фасадов - если мы видим, что он нуждается в ремонте, отвалилась штукатурка, погнута водосточная труба, то независимо от того, кто в этом здании сидит, административные меры, в том числе и штрафы, принимаются к собственнику, для того чтобы побудить его к устранению замечаний.

- Штрафы большие?

- Штрафы ОАТИ установлены в административном кодексе Москвы. Есть у нас штрафы и до 1 млн. рублей для юридических лиц, мы их применяем крайне редко за самые грубые нарушения. По каждому нарушению есть либо фиксированный штраф, либо некоторая «вилка», которая определяется в зависимости от отягчающих или смягчающих обстоятельств. При рассмотрении дела об административном правонарушении и принимается решение - какую сумму штрафа необходимо назначать в каждом конкретном случае - либо минимальную, либо среднюю, либо максимальную.

- Наверное, тяжело инспектору: нарушители взятки предлагают. Бывает такое?

- То, что работа инспектора сопряжена с коррупционными рисками, этого мы не скрываем. Поэтому у нас существует своя специальная служба - сектор по борьбе с коррупцией, который возглавляет опытный человек. При малейшем сигнале сразу же инспектор приглашается на беседу, проводится тщательная проверка. Если есть хоть малейшие подтверждения того, что инспектор повел себя не должным образом, материалы направляются в правоохранительные органы. Если мы видим, что инспектор несколько вольно трактует свои служебные обязанности, то такого человека просто увольняем.

- Часто такое случается?

- Случается, но не часто.

- Есть ли особенности в работе в зимний или летний период?

- Летом - сезон благоустройства. По поручению мэра Москвы, большие программы реализуются по обновлению дворов, общественных пространств, обустройству пешеходных маршрутов, «народных» парков, которые появляются в каждом округе города. За два года 108 таких парков построено и в 2015 году запланировано еще 54. В этом году начинается очень серьезная программа - «Моя улица», включающая благоустройство крупных городских улиц, которые были определены самими жителями голосованием на портале «Активный гражданин». Уже с апреля начнутся масштабные работы - это и ремонт дорожных покрытий, фасадов, озеленение, реконструкция наружного освещения.

На этот год запланировано 68 улиц, которые находятся в исторической части города, а также вылетные магистрали.

- Часто ли москвичи сообщают о нарушениях в сфере благоустройства?

- Сразу отмечу: у нас все обращения фиксируются. Обращения москвичей поступают по двум направлениям - на портал «Наш город» и на «горячие линии». По порталу есть четкий регламент. В инспекцию поступает обращение в том случае, если заявитель недоволен тем ответом, который ему дали из управы, префектуры или профильного департамента. Если брать 2014 год, то таких обращений для перепроверки к нам поступило 34 тыс. – это достаточно большая цифра. По всем ним проводились контрольные мероприятия, давались ответы жителям на портал. Если подтверждались обращения, а подтверждались они примерно в 40% случаев, то, соответственно, принимались необходимые меры со стороны инспекции, чтобы эти замечания были устранены. Если же брать «горячие линии» инспекции, сайт ОАТИ и почтовые отправления, то здесь статистика примерно такая же - 29 тыс. обращений поступило за прошлый год. Эти цифры говорят о заинтересованности москвичей. То есть, возросли требования горожан к содержанию города.

- В интернете можно найти фотографии и нелицеприятные отзывы о состоянии пешеходных улиц, которые были благоустроены в прошлом году. Мол, плитка вся отвалилась, дорожки размыты ...

- Надо всего лишь пройти по этим улицам и посмотреть - ничего такого там нет. Пятницкая, Покровка, Маросейка - есть нарушения текущего содержания, уборки. Тем более с той погодой, которая сейчас в городе - перепады температуры от плюс 1 до минус 10 в течение суток да еще на фоне мокрого снега. А то, что там все выбито, и все сделано неправильно - это не соответствует действительности. Более того, подрядчики, которые выполняют любые работы по городскому заказу, берут на себя гарантийные обязательства.

Не сомневайтесь, что по окончании зимнего периода последует обследование объектов, находящихся на гарантии. Если какие-то дефекты выявляются, то они устраняются подрядными организациями за счет гарантийных обязательств, без привлечения дополнительных бюджетных средств. Гарантийный срок серьезный - три, четыре, пять лет.

- Где в Москве больше всего ОАТИ выявляет нарушений?

- Где большая «нагрузка» на территории, там и больше нарушений.  Значительное количество нарушений выявляется в Центральном округе, а наименьшее - в Троицком и Новомосковском, а также Зеленограде.

Естественно, в ЦАО сконцентрировано все - офисы, улично-дорожная сеть, старые исторические здания, пешеходные маршруты, объекты культуры. Поэтому, здесь в стесненной исторической застройке, наиболее сложно выполнять работы по содержанию и благоустройству. Именно здесь у нас и наибольшее количество сотрудников. Мы исходим из того, что центр – это сердце города, естественно, необходим повышенный контроль. Но это не означает, что мы в Троицке ничем не занимаемся - там своя специфика и масштабы другие. Там можно говорить только о выборочном контроле.

- Для фиксации нарушений еще и беспилотник планируется запускать?

- Да. Его мы собираемся использовать в «новой» Москве потому, что там покрытие камерами видеонаблюдения отсутствует, а территория громадная - полторы площади «старой» Москвы. Оснащенный видеокамерами беспилотник мы планируем запускать для выявления, в частности, очаговых навалов мусора на территории, прилегающим к садовым товариществам, к лесам, полям, где любят устраивать несанкционированные свалки. Это будет внедряться уже в текущем году.

- Сколько штрафов заплатили коммунальщики и организации за прошлый год?

- Если взять общий объем наложенных штрафных санкций - это более 2 млрд рублей. Это не только коммунальщики, но и так называемые третьи лица: владельцы, собственники земельных участков, зданий и сооружений. Все эти средства в полном объеме поступают в городской бюджет. Если организация не согласна со штрафом, то она имеет право его обжаловать. Если согласна, то должна в течение 60-ти дней оплатить. Не оплатила- документы направляются для принудительного взыскания в службу судебных приставов.

- Сколько чиновников в прошлом году было привлечено к административной ответственности?

- Если у нас раньше привлечение служб заказчиков носило характер достаточно эпизодический, то в прошлом году из общего количества (около 9 тысяч) протоколов, составленных на должностных лиц - 3,6 тыс. составили службы заказчика. А если возьмем такую категорию, как главы управ и их заместители, то более 200 человек в прошлом году были нами привлечены к административной ответственности, в основном, за плохую организацию уборки дворов. Штрафы составили от 5 до 10 тыс. руб.

- Часто ли москвичи жалуются на плохую уборку снега именно во дворах?

- Да, из тех обращений которые поступают на «горячую линию» и на портал «Наш город», количество обращений и жалоб жителей на уборку дворовых территорий составляет около 50 проц от общего количества. 34 тыс обращений с портала нам поступило, 17 тыс из них касались именно уборки и содержания дворов. Это - не только кучи снега, но и наледь на выходе из подъезда, сломанные лавочки, качели, разрушения дорожного покрытия.

- Наступила весна. Что входит в первоочередные ваши работы?

- Весной традиционно проводится месячник благоустройства и общегородские субботники - уже сейчас все префектуры формируют планы по промывке фасадов, цоколей, ремонту ограждений и их покраске, уборке газонов. Естественно, в стаявшем снеге останется много мусора, его надо будет убирать. Надо и обновить разметку - во дворах, в парковочных карманах, мест пожарной техники и улично-дорожной сети, которая за зиму стирается. Традиционно будет проведена промывка улиц и дворов моющим средством, чтобы после применения реагентов обезжирить покрытие и подготовить его к нанесению разметки. Вся промывка проходит по централизованной команде в один день, и москвичи наверняка замечали, что улицы после прохода поливальных машин остаются в пене. Это то самое моющее средство, которое адсорбирует на себе все масла, химические реагенты. Соответственно, все это смывается потом простой водой.

- За границей этим «шампунем» и тротуары моют…

- И у нас тоже моют - и тротуары и дворы. Просто эта работа проводится в ранние утренние часы в выходные дни. Не все замечают, но люди наблюдательные спрашивают: «Почему у нас какая-то мыльная пена?». Это и есть то самое моющее средство, которое сначала наносится вместе с водой, оно растворяется - просто добавляется канистра шампуня в бочку с водой в поливомоечную машину, которая проходит по своему маршруту и проводит промывку. Потом вода уходит, пена остается, после этого она «поработает» два-три часа, впитает всю грязь, а потом смывается чистой водой в водостоки.

- Все равно в городе много грязи ...

- Посмотрите, какие в Москве объемы строительства, которое связано с земляными работами. Это и метро, и реконструкция основных магистралей. Естественно, где разрыт котлован, там всегда будет идти выветривание и пыление. Для того, чтобы не было в городе пыли, все грунты должны быть «запечатаны» - либо газонами, либо плиткой или асфальтом. В последние два

года, чтобы в период осадков грязь не стекала на дороги, вдоль бортового камня понизили уровень грунта и теперь во время дождя земля не вымывается на дороги. В городе есть очень большой парк всепогодных пылесосов, которые не спеша ездят по городу, и с предварительным увлажнением, убирают пыль.

- Какие еще новые технологии на вооружение планируете взять?

- Если говорим про уборку, то это многопрофильные машины со сменным оборудованием - спецтехника летом может быть пылесосом, поливомоечной машиной, а зимой она становится распределителем реагентов. Очень много закуплено в городе малогабаритной техники, которая может маневрировать на узких, заставленных машинами улицах при уборке снега. Сейчас такие структуры как ГБУ «Автомобильные дороги» города и округов, ГБУ «Жилищник» районов оснащаются очень хорошей новой техникой и видно, что там, где районы перешли на обслуживание ГБУ - там и жалоб жителей становится меньше и объективные показатели по уборке лучше по сравнению с коммерческими организациями.

Мы ничего не имеем против частников, но, как показывает практика, ГБУ со своими обязанностями справляются лучше, чем они. И именно поэтому в коммунальной сфере сейчас идет замена коммерческих организаций на государственные, поскольку там и техническое оснащение лучше и отношение к делу - тоже.

- А кризис не отразится на приобретении новой техники?

- В настоящее время основной парк уже закуплен, речь идет только о его поддержании в рабочем состоянии, причем техника новая - ей год-два. Она еще ни морально, ни физически не устарела. И сейчас каких-то опасений с точки зрения недооснащения коммунальной техникой дорожных служб мы не видим.

- Довольно часто при сносе исторических зданий возникает вопрос о выдаче ордеров на такие работы. Чем руководствуется инспекция?

- ОАТИ выдает ордер на содержание строительной площадки. Это может быть и снос, и новое строительство. Иногда некоторые представители общественности заявляют: «Вы обязаны были не выдавать ордер или изъять его». Выдача ордера - это государственная услуга, и, если у организации есть все документы, обосновывающие про ведение работ, оформлены земельно-имущественные отношения, проектная документация, то не выдать ордер мы просто не имеем права. Ордер мы можем приостановить только в том случае, если работы ведутся с грубыми нарушениями или если свои согласования отзовет кто-то из уполномоченных организаций - префектура, департамент культурного наследия, департамент строительства. А вот по заявлению граждан изъятие ордера не производится.

- Как вы считаете, контроля ОАТИ в городе достаточно?

- Как сказать. В 15-ти миллионном городе, где более I00 млн кв метров дорожной сети и 30 тыс. дворовых территорий, ежедневный и ежечасный повсеместный контроль мы осуществить не в состоянии, при всем том, что проводим постоянный мониторинг. У нас каждая городская территория обследуется инспектором один раз в три - четыре дня. Естественно, что за это время может образоваться навал мусора, а зимой при интенсивных снегопадах - возникнуть осложнения с уборкой. С другой стороны, инспектор не должен стоять около каждого дворника. Для этого есть уполномоченные организации, службы заказчиков, которые платят этим организациям, чтобы они должным образом выполняли возложенные на них контрактные обязательства. Мы контрольно - надзорный орган, занимающийся профилактикой нарушений и их выявлением. Если нарушений нет, мы не огорчаемся! Мы считаем, равные доли ответственности и коммунальщиков, и служб заказчиков, и инспекторов, чтобы город был чистым и благоустроенным.

- Если все хорошо, главе управы дают премию?

- Есть специальные рейтинги, которые составляются, в том числе и по показаниям инспекций - административной, жилищной, департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Для управ, которые занимают в этом рейтинге ведущие места, предусмотрено поощрение чиновников, в частности, грамотами правительства Москвы. А там, где из месяца в месяц ситуация плохая, нарушения постоянно фиксируются, как правило, принимаются кадровые решения по замене руководителя управы, который не должным образом организует работу на вверенной ему территории.

Например, если мороз сменила оттепель и выросли сосульки – а это риск травмирования - и организация их не убирает, то это нарушение очень серьезное. Но это не означает, что сосульки должны быть ликвидированы в один момент - на это по регламенту дается два дня для пешеходных зон и три дня на остальной территории.

- Самого инспектора могут наказать за то, что «не доглядел»?

- Конечно. Специально для этого у нас существует система внутреннего контроля. Во-первых, это те же самые обращения граждан. Если, к примеру, навал мусора на пустыре то периодически возникает, то пропадает - это один вопрос, а если он там лежит уже месяц, то совершенно другой. Это вопрос уже к инспектору. Каким образом при своем мониторинге территории в режиме один раз в три-четыре дня, он не зафиксировал и не отработал нарушение? Получается, что на территории он не побывал, а если побывал, то не принял должных мер по устранению нарушений. Здесь, естественно, существует и дисциплинарная ответственность и депремирование, и, если мы видим, что человек откровенно «не тянет», то расстаемся с ним.

- Снижение административных барьеров мэр Москвы назвал одной из антикризисных мер. Как в Объединении борются с бюрократией?

- Мы снизили количество необходимых согласований до минимума. В частности, на выдачу ордеров. Если раньше различных согласований было около 30, то сейчас осталось всего три. Также серьезно сократили и сроки оказания этой услуги. Если прежде на выдачу ордера отводилось две недели, то сейчас максимум 7 дней. При этом все те документы, которые можем взять по межведомственному взаимодействию из электронного документооборота между городскими департаментами, от заявителя не требуем. Необходимо, чтобы в Москве не снижались темпы строительства, оставались инвесторы, поэтому наша задача - оказывать им всяческое содействие, хотя бы в том, чтобы было меньше того, что они называют административными барьерами. Но это вовсе не означает, что они могут делать, что хотят - законы, которые в Москве существуют, все нормативные требования, должны соблюдаться, и мы это будем все так же жестко контролировать.

Беседовала Нино Иосебадзе

Читать на tass.ru