Владимир Черников: Москва примет всех, кто приедет на чемпионат мира по хоккею
Руководитель департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Москвы - о досуге спортивных болельщиков в столице, кооперации с туроператорами и "правильных" хостелах
До старта чемпионата мира по хоккею с шайбой 2016 года остается всего неделя. С 6 по 22 мая в Москве пройдут матчи группы А с участием сборных России, Швеции, Чехии, Швейцарии, Латвии, Норвегии, Дании и Казахстана. Столица также примет два четвертьфинала, полуфиналы, матч за третье место и финал турнира. Москва готова принять не только спортивные делегации, но и всех болельщиков, которые приедут поддержать команды, рассказал в интервью ТАСС руководитель департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Москвы Владимир Черников.
- Сколько гостей мы ждем на чемпионат мира по хоккею? Из каких стран к нам приедут болельщики?
- В мае этого года, когда в Москве будут проходить матчи чемпионата мира по хоккею, мы ожидаем повышенного интереса со стороны туристов к столице. По нашим прогнозам, в мае 2016 года к нам приедут около 1,5 млн туристов, что на 15% больше, чем в прошлом году. В основном это будут туристы из регионов России, стран Скандинавии, СНГ, Центральной Европы. Мы приглашаем не только болельщиков, но и их семьи. Наш город всех примет, поскольку в Москве для этого есть вся инфраструктура.
- Что болельщик помимо традиционных достопримечательностей сможет посмотреть в Москве во время турнира?
- Чемпионат мира по хоккею пройдет, на наш взгляд, в благоприятное время: майские праздники, весна. Тренд правильный с точки зрения развития туризма, в том числе и внутреннего. Поэтому мы хоккейного туриста не отличаем от туриста, который приедет к нам на праздники.
Во время чемпионата будет проходить городской фестиваль "Московская весна". 1 мая пройдет фестиваль святого Георгия, будет рыцарский турнир. Почему бы болельщику не заглянуть туда? Это мероприятие соответствует чемпионату мира по хоккею по духу, силе, красоте. Праздник будет проходить в Коломенском два дня, как раз в преддверии чемпионата. И это повод приехать к нам в Москву пораньше.
Кроме того, мы вместе с участниками рынка продумали спортивные туристические маршруты. Например, "ВТБ Ледовый дворец" (станет площадкой проведения матчей чемпионата мира по хоккею с шайбой. - ТАСС) предоставляет прекрасную возможность сделать три-четыре маршрута внутри самого комплекса.
- То есть можно провести целый день в одной точке?
- Ну как минимум полдня. А если постараться и завлечь себя предложениями по интерактиву, то и целый день.
Понятно, что Москва имеет богатые спортивные традиции. Несмотря на то что БСА "Лужники" сегодня реконструируется, спорткомплекс остается одной из главных московских точек, интересных болельщику. Спорткомплекс "Олимпийский" - весьма притягательный объект, который дает возможность для создания еще одного маршрута. Стадион "Спартак Открытие" предлагает собственные экскурсии, мы их просто встраиваем в туристические маршруты. Мы туроператорам предлагаем также сделать единый маршрут по спортивным объектам.
Конечно, чемпионат - во многом репетиция перед мундиалем 2018 года. Он покажет и заинтересованность в Москве болельщиков.
- Туристические маршруты вырабатываются в ведомстве или в кооперации с туроператорами?
- В кооперации с туроператорами. У нас нет специального подразделения, которое сидит и думает, чем бы нам занять туриста. Например, появляются в городе пешеходные зоны - и тут же вырабатываются туристические маршруты. У нас таких за последние годы появилось более тридцати. И наша задача - их поддержать и развить. Вот, например, та же "Московская весна": у нас 26 площадок и на каждой действие. Так вот, задача департамента - сделать так, чтобы об этом знало как можно больше туроператоров.
А если говорить о событийном календаре Москвы 2017 года, то мы его намерены презентовать коллегам и туристическим операторам в июне. Такой же календарь по чемпионату мира по хоккею мы представили в январе-феврале. Хотя по-хорошему этот календарь нужно было презентовать в прошлом году, а не в этом. И эффект был бы большим. И болельщиков приехало бы больше, чем мы сегодня предполагаем.
Мы будем делать специальный туристско-информационный стенд перед "ВТБ Ледовый дворец", на котором презентуем туристические возможности столицы, в том числе возможности спортивной Москвы образца 2018 года. Да, это первые шаги, да, это не окончательный проект, но тем не менее мы уже начинаем рассказывать, что ждет болельщиков через два года.
- Как город может помочь иногородним и иностранным туристам ориентироваться в Москве?
- В первую очередь с помощью системы навигации. Так, более 5 тыс. двуязычных указателей установлено в центре города. Работа продолжается, и в этом году появится более 10 тыс. указателей. Мы понимаем, что этого недостаточно. У нас сейчас в разработке специальное мобильное приложение, и мы его планируем апробировать во время чемпионата. Каким образом - посмотрим.
Приложение позволит грамотно использовать туристическую инфраструктуру Москвы. В нем будут указаны и кафе, и места досуга, и транспортные схемы. Наша задача - увязать его с имеющимися у нас возможностями, в первую очередь с сайтом www.travel2moscow.com. Мы обращаем внимание на то, что в Москве есть большое количество интересных мест за пределами Садового кольца, за пределами ТТК. Там любят гулять москвичи, а это значит, там будет интересно и туристам.
- Получается, что чемпионат мира по хоккею - это возможность прорекламировать туристу Москву?
- В общем, да. Одной из наших задач является увеличение числа тех туристов, которые захотят впоследствии вернуться в Москву. Сегодня наш показатель возвращаемости составляет более 92%. И это очень важный маркер для всей туристической отрасли Москвы.
- Вы сказали, что Москва готова принять всех. Какова с этой точки зрения ситуация с гостиничным фондом Москвы?
- Мы ситуацию оцениваем как относительно благоприятную. 2015 год не остановил прирост гостиничной базы. Более того, было введено 23 новых средства размещения на 5 тыс. мест. Девять из них - новостройки. В текущем году планируется ввод семи новых качественных отелей известных гостиничных брендов на 2 тыс. номеров.
Нам нравится, что открываются отели две-три звезды. Это такой тренд определенный. Реновацию переживают отели советского периода, которые понимают, что конкуренция высока и рынок активно развивается.
Мы также приветствуем появление хостелов. Их в Москве катастрофически не хватает: сегодня в столице действует всего 20% хостелов от необходимого количества. Этот рынок абсолютно свободен. Но мы громко говорим о том, что нельзя смешивать понятие "хостел" с понятием "объект для размещения трудовых мигрантов, общежитие непонятного типа". Это не хостелы, это антихостелы. Мы сейчас работаем с более чем 300 обращениями москвичей - и коллективными, и индивидуальными - о так называемых хостелах в жилом секторе.
По нормам и правилам Роспотребнадзора размещать хостелы в жилом секторе запрещено. В то же время Гражданский кодекс РФ разрешает их размещение в жилых домах без объяснения, что такое хостел. А это маленькая гостиница с номерами для шести-восьми-десяти человек. Нельзя считать однокомнатную квартиру, где живут 30 мигрантов, хостелом. Нас пытаются обвинять, говорят, что мы боремся с малым бизнесом. Это не так. Мы боремся с нелегалами, которые мешают развитию хостелов в Москве.
Сейчас в столице действует порядка 100 легальных хостелов. Мы уверены, что все они пройдут классификацию в срок (согласно закону, гостиницы, мини-отели, хостелы и иные средства размещения, не получившие сертификаты "классности" до 1 июля 2016 года, не смогут функционировать. - ТАСС). По данным сайтов бронирования, в Москве числится более 500 хостелов. И очень обидно потом читать отзывы, поскольку мы понимаем, что людей обманывают и по ценам, и по качеству предоставляемых услуг.
В целом же у нас достаточно средств для размещения. Наши гостиницы, понимая, как развивается рынок, не повышают цены на свои услуги, но за счет увеличения наполняемости они не теряют прибыль.
Беседовала Евгения Климова