Дэниел Крэйг недолго думал над тем, кем он станет, когда вырастет. С шести лет он играл в любительских спектаклях, в старшей школе участвовал в серьезных постановках наподобие "Ромео и Джульетты" и "Золушки", а в 16 лет и вовсе уехал в Лондон и начал работать в Национальном юношеском театре Британии, с которым изрядно поездил по Европе и даже заезжал с гастролями в Москву. В то время молодой актер подрабатывал официантом, чтобы сводить концы с концами, и мечтал только об одном — зарабатывать актерской профессией достаточно для того, чтобы никогда не сервировать столы.
При этом Крэйг не искал легких путей. В театре ему в основном давали романтические роли, но даже в них актер пытался найти некий надлом. "Романтический герой — какой он? Он алкоголик? Чего он хочет? В чем его проблема?" — пояснял актер. К середине девяностых он начал получать все более заметные роли на телевидении: в сериалах "Зорро", "Приключения молодого Индианы Джонса", "Приключения королевского стрелка Шарпа" и "Наши друзья на севере" в качестве молодого Джорди Пикока, который становится не последним лицом в порнобизнесе.
На этом необычные роли Крэйга не закончились — чем популярнее он становился, тем больше у него было возможностей экспериментировать. В "Елизавете" он сыграл священника Джона Балларда, пытавшегося устроить заговор против королевы (в ее роли была Кейт Бланшетт); в драме о Фрэнсисе Бэконе "Любовь — это дьявол" — воришку Джорджа Дайера, который становится музой известного художника; в драме "История матери" его герой вступает в связь с 67-летней матерью своей девушки; а в "Сильвии" он сыграл поэта и мужа Сильвии Плат Теда Хьюза, которого многие винят в смерти знаменитой поэтессы и писательницы.
Я продолжал испытывать себя и находить максимально политические вещи. Я считаю, что в каждом фильме есть политический контекст. На "Историю матери", например, мне было тяжело решиться. Фильм нарушал табу о людях в возрасте и сексуальности и говорил о том, что раскрепощение и коммуникация очень важны... Я рад, что в итоге взялся за этот проект
В то же время Крэйг начал пробовать себя в экшен-фильмах. В 2001 году он сыграл бойфренда Анджелины Джоли в киноленте "Лара Крофт: Расхитительница гробниц"; в 2002 году Крэйг познакомился с режиссером Сэмом Мендесом на съемках криминального триллера "Проклятый путь"; а в 2004-м — с Райаном Джонсоном во время производства триллера "Пиджак".
Считается, что роль Джеймса Бонда обеспечил Крэйгу криминальный боевик "Слоеный торт" Мэттью Вона (продюсер "Карты, деньги, два ствола"). Там Крэйг играет наркодилера по кличке Четыре Икса, который решает уйти на покой, но до этого, как это обычно бывает, ему нужно выполнить одно последнее дело, ставящее все его планы по уходу на пенсию под угрозу. В фильме Вона начал выкристаллизовываться образ Крэйга из боевиков, который вскоре станет воплощением новейшей главы в киноистории Джеймса Бонда: мощный, но при этом уязвимый и потрепанный от бесконечных драк и погонь герой с пристальным взглядом голубых глаз. Может, Крэйг и играл Шекспира в театре, но сталкиваться с ним в темном переулке совсем не хотелось. Актер мог заставить зрителей поверить во все, что угодно.
Соблазнение Крэйга
В начале двухтысячных продюсеры франшизы о подданном Ее Величества Джеймсе Бонде, Барбара Брокколи и Майкл Дж. Уилсон, искали новый облик супершпиона. В 2002 году вышел "Умри, но не сейчас" — последняя глава с Пирсом Броснаном в роли Бонда. Брокколи и Уилсону нужно было не только найти нового актера на эту очень ответственную роль, но и значительно обновить морально устаревшую франшизу. В девяностые продюсеры слишком увлеклись новомодными компьютерными спецэффектами, за что их сильно критиковали и пресса, и зрители. Брокколи и Уилсон хотели вернуться к каноническому образу Бонда из первых книг Яна Флеминга, сделать его более человечным в противовес уже устоявшемуся образу непобедимого сердцееда, который в воде не тонет и в огне не горит.
Такой взгляд на Бонда идеально подходил Крэйгу, который точно не согласился бы играть в очередном скучном боевике без изюминки, даже если это боевик про самого известного шпиона в истории поп-культуры. По словам Брокколи, актер подписался на роль далеко не сразу. Сначала он вообще не поверил, что EON Productions всерьез рассматривают его кандидатуру, а затем, когда убедился в их намерениях, никак не мог решиться принять на себя такую ответственность. С первого взгляда кажется, что о роли Джеймса Бонда мечтает любой актер, однако в реальности все не так просто. Все исполнители роли шпиона Ее Величества связаны многолетним контрактом на производство нескольких фильмов, а также на их последующее продвижение, конференции, фотоколлы и интервью, не говоря уже о тяжелых и травмоопасных съемках. Впоследствии Крэйг будет не раз жаловаться на свою долю и рассказывать о травмах, которые он получил во время производства этих фильмов.
"Был целый период, когда мы пытались его (Крэйга) соблазнить. У нас было несколько встреч. Мы обсуждали его опасения. Он очень профессионален, и он полностью отдается своей работе, он понимал, что это будет работа не на один год", — вспоминает Брокколи. Крэйгу было о чем беспокоиться — редко когда актеры, исполнившие роль Бонда, могли перешагнуть эту роль в будущем, а так и продолжали ассоциироваться у зрителей с английским шпионом. Масштаб проектов также не оставляет времени для других фильмов. Но все друзья не уставали говорить актеру — жизнь после Бонда существует.
Когда я согласился на роль Бонда, я сделал это, чтобы изменить свою жизнь. Я знал, что это перевернет все с ног на голову. И я могу сказать, положа руку на сердце, что я никогда не делал фильмы ради денег. Я всегда соглашался на роль только потому, что действительно хотел это сделать
После того как решение было принято, Крэйг полностью погрузился в работу. Он прочитал все книги Флеминга, пересмотрел все фильмы бондианы, а вдобавок к напряженным тренировкам встретился с настоящими работниками британской разведки: "Бонд — убийца… Ты видишь это в их глазах [работников спецслужб], ты сразу же понимаешь: "О, привет, он убийца". У них есть особый взгляд. Эти ребята заходят в комнату и незаметно проверяют периметр и где находится выход. Мне хотелось именно этого", — объясняет актер. Под руководством Крэйга Бонд должен был получиться настолько настоящим, насколько это возможно: "Я понимаю, что это бондиана и это всегда будет бондианой. Но я всегда чувствовал, что в фильме должен быть элемент настоящих эмоций, чтобы заинтересовать зрителя. Если это просто экшен, это не полноценная картина".
Новый Джеймс Бонд
Бонд по версии Крэйга уязвим и далеко не идеален. Он влюбляется, совершает ошибки, поддается эмоциям, набивает себе синяки, у него льется настоящая кровь, и он далеко не уверен в том, что сможет победить, однако все равно бросается навстречу неизвестности. Но одно дело — убедить Крэйга в том, что он может сыграть Джеймса Бонда, и совсем другое дело — убедить в этом фанатов франшизы. Новость о том, что английского шпиона сыграет Крэйг, вызвала целое цунами негативных реакций. Бонд блондин? Это было просто недопустимо, ведь в книге Флеминга он брюнет. Да и это был не единственный "грех" Крэйга. Он был слишком низким (всего-то 178 см), слишком актером (все эти спектакли в королевских театрах), слишком неизвестным (хоть и сыграл в "Мюнхене" Стивена Спилберга). Таблоиды писали, что Крэйг не умеет водить автомобиль с ручной коробкой передач, поэтому он не достоин легендарного Aston Martin, что он ненавидит оружие и не умеет играть в карты, а одна газета назвала его "Пресный. Джеймс Пресный".
Недовольные голоса изрядно поутихли после выхода "Казино "Рояль" — фильма по самой первой книге из серии бондианы. Крэйг добился своего — зрители увидели не набор клише, а человечного Бонда, которому можно было посочувствовать. Он по-настоящему влюбился, потерял свою любовь, чуть не умер от отравления и почти замучен до смерти злодеем по кличке Шифр в исполнении Мадса Миккельсена. Такого мы еще действительно не видели! Тех, кто критиковал внешность Крэйга, переубедила весьма эффектная сцена, в которой Джеймс Бонд вальяжно выходит из моря в голубых плавках под цвет глаз. С этим уже было действительно не поспорить — он достоин этой роли.
При том что Крэйг снял эту сцену скорее вопреки своим убеждениям: "Я был в курсе, что необходимо для того, чтобы быть Бондом, но это противоречит всему, во что я верю… Я не самый крутой на свете парень и даже не пытаюсь сделать вид, что таковым являюсь. Но когда играешь Джеймса Бонда, тебе просто приходится быть крутым… Та сцена была чистой случайностью — я притворялся, что плаваю, а потом я просто встал и вышел из воды. Я притворялся, что я крутой, когда плаваю. Потом я подумал, что это глупость, вышел из воды — и вот, пожалуйста, сцена готова".
Заложник шпиона Ее Величества
Это был успех. Успех вопреки всему и всем. И только тогда Крэйг начал понимать, во что он ввязался. После премьеры "Казино "Рояль" в Берлине актер наконец-то осознал, что он теперь с Бондом надолго.
Я искренне думал, что я сделаю один фильм про Бонда и все закончится. Но у нас на руках был явный хит. Я понял необъятность всего этого мероприятия, и тогда я сказал Барбаре: "Сколько еще фильмов? Три? Четыре?" Она сказала, что четыре. Тогда я спросил, смогу ли я его после этого убить, и она ответила "да"
Хорошо, что фанаты не знали о планах Крэйга, иначе бы начали новую кампанию по его отмене в интернете. А пока актеру нужно было справиться с производством еще трех частей бондианы, и это далось ему нелегко. Чтобы как-то облегчить свою участь, он предложил режиссерское кресло своему давнему знакомому Сэму Мендесу. Тот не смог присоединиться к проекту во время съемок "Кванта милосердия", зато он согласился срежиссировать "007: Координаты "Скайфолл". Вместе с Мендесом они решили совсем не жалеть Бонда и коснуться запретной темы — его детства, а также трогательных отношений с его начальницей М в исполнении Джуди Денч. Невероятный успех "007: Координаты "Скайфолл", который стал самым кассовым фильмом бондианы, доказал, что публике интересны не только эффектные перестрелки, погони и легкомысленные романы, но и эмоциональное развитие героя. Голубоглазый блондин Крэйг прочно укрепился в фанатских сердцах.
Правда, он уже сам был этому не рад. После завершения съемок "Спектра", еще одного совместного фильма с Мендесом, Крэйг не удержался и сделал свое знаменитое заявление: "Я лучше перережу себе вены (чем снимусь в еще одном фильме бондианы — прим. ТАСС)". Съемки "Спектра" изрядно его потрепали — актер сломал ногу и, видимо, так устал, что и помыслить не мог, чтобы вернуться к роли Бонда. Крэйг вообще никогда не стеснялся в выражениях и откровенно говорил о всех тяготах кинопроцесса и о своем герое, к которому относился критично. Он не скрывал, что у шпиона Ее Величества куча недостатков, и открыто обвинял его в мизогинии.
Есть ли жизнь после бондианы
При этом актер пытался работать и в проектах на стороне, чтобы не терять актерскую хватку. Он снялся в фантастическом фильме "Золотой компас", сыграл главу белорусского партизанского еврейского отряда Тувью Бельского в драме "Вызов", медвежатника в криминальной комедии Стивена Содерберга "Удача Логана" и журналиста Микаэля Блумквиста в голливудской адаптации книги Стига Ларссона "Девушка с татуировкой дракона". На последнем фильме ему особенно досталось. Дэвида Финчера абсолютно не устраивала безупречная физическая форма Крэйга, поэтому он присылал ему бутылки вина и пиццу, чтобы тот успел нагулять жирок к съемкам, и напоминал ему двигаться в кадре как обычный человек, а не супергерой: "У меня заняло шесть месяцев наесть себе живот, а потом избавиться от него. Кошмар". В Блумквисте Крэйгу импонировало то, что тот совсем не строит из себя героя и готов "подержать пальто" Лисбет Саландер, пока та выбивает дух из многочисленных злодеев.
Несмотря на продолжительные каникулы, Крэйгу все-таки пришлось вернуться к бондиане. После съемок "Спектра" он подчеркивал, что вернется к роли подданного Ее Величества только из-за денег, однако в итоге даже деньги не могли его заставить снова окунуться во франшизу с головой. Ходили слухи, что ему предложили $150 млн за два фильма, но актер отказался. Тем не менее Брокколи уговорила его на одну завершающую картину, в которой Крэйг мог сделать то, чего так давно хотел. А также, помня о шовинистических наклонностях своего героя, Крэйг настоял на том, чтобы пригласить в проект актрису и сценаристку Фиби Уоллер-Бридж, которая помогла бы осовременить Бонда и добавить в фильм юмора. В "Не время умирать" Крэйг сделал все, что от него требовали, в том числе заработал фильму хорошую кассу, и наконец-то распрощался с Бондом, который занял у него 15 лет жизни.
К счастью, то, чего так боялся актер, не произошло — ему не пришлось уходить на покой. В 2019 году он сыграл загадочного и очень элегантного детектива Бенуа Бланка в герметичном детективе Райана Джонсона "Достать ножи", который, сам того не ведая, предопределил один из главных ковидных трендов на фильмы с ограниченным числом героев в замкнутом пространстве. Джонсону так хорошо удалось оживить довольно устаревший жанр, а образ Бланка был настолько далек от Бонда, что "Достать ножи" стал одним из самых удачных фильмов 2019 года. А успех в Голливуде всегда означает продолжение — картина о новых детективных головоломках, разгадываемых невозмутимым Бланком, "Стеклянная луковица", вышла в конце прошлого года.
Стриминг Netflix не упустил свое и купил у Джонсона сразу две части продолжения "Достать ножи" более чем за $450 млн. Так что недостатка в работе у Крэйга точно не предвидится, хочется надеяться, что обойдется без сломанных лодыжек. Актер никогда не устанет бросать себе вызов и искать новые интересные роли: "Я точно не удовлетворен своей карьерой. Я не знаю, как может быть по-другому, такова природа вещей. Я всегда пытаюсь понять (свою работу) и в какой-то степени всегда неудовлетворен… Но я точно знаю, что мои усилия стоят этого поиска".
Тома Ходова