Счастливая медаль
Леонид Гусев родился 3 апреля 1922 года в селе Внуково Дмитровского района Московской области. Вскоре большая крестьянская семья Гусевых перебралась в столицу. Окончив среднюю школу, Леонид устроился токарем на инструментальный завод, однако поработать там он успел всего два месяца. В 1941-м началась Великая Отечественная война, и будущего знаменитого конструктора призвали на фронт.
Я уходил на войну с тяжелым сердцем. В Москве остались мои малолетние сестры, брат, а также тяжелобольная, практически неподвижная мать. Младший брат к тому времени уже был на фронте и погиб в одном из боев, не дожив до Победы одного месяца. Увидеться нам было не суждено
На фронте Леонида Гусева зачислили в артиллерийский батальон в качестве связиста-корректировщика. Осенью 1941 года он принял участие в своем первом бою недалеко от Ржева. Решив занять высотку, с которой открывался хороший обзор, он вышел на небольшой, затянутый первым льдом водоем и через мгновение в полном обмундировании с тяжелой рацией провалился под воду. "К счастью, речка оказалась не сильно глубокой, дно под ногами нащупал быстро. Так и пошел, разгребая льдины, к берегу. На суше первым делом проверил радиостанцию — оказалось, работает. Хотя и прилично набрала воды", — вспоминал Леонид Гусев.
Добравшись до намеченной точки, Леонид продолжил корректировку артиллерийского огня, что помогло остановить одну из немецких танковых колонн, двигавшихся в направлении Москвы. За мужество 20-летнего Леонида Гусева наградили первой боевой медалью — "За отвагу". Через три года эта награда спасла ему жизнь.
Летом 1944 года в боях за украинский город Ковель сержант Гусев попал под минометный обстрел немецкой армии. Снаряд разорвался всего в нескольких десятках метров от него. Один осколок поранил плечо, второй угодил прямиком в грудь и, как рассказывал позднее конструктор, сбил его с ног. Придя в себя, Гусев с удивлением обнаружил, что второй осколок не причинил ему вреда, а вот медаль "За отвагу", которая располагалась на его груди и остановила смертоносный кусочек металла, была серьезно повреждена.
Так благодаря своей первой и самой дорогой награде, которую решено было сразу же повторно обмыть, Леонид Гусев смог продолжить службу и встретил День Победы в Берлине.
На пути к космосу
После Победы Леонид Гусев еще три года прослужил в группе советских войск в Германии, а затем вернулся в Москву и поступил на вечернее отделение радиофакультета Московского электротехнического института связи (ныне Московский технический университет связи и информатики).
Разглядев в Леониде Гусеве талант конструктора, научное руководство предложило ему работу в проектном подразделении института. Первой работой Гусева стал прибор, который по задержкам радиосигнала позволял измерять скорость и дальность полета ракеты. Детище молодого конструктора, к тому времени еще даже не успевшего окончить вуз, получило высокую оценку самого Сергея Королева, который позднее использовал измеритель Гусева в испытаниях своей "семерки" — знаменитой ракеты Р-7, открывшей человечеству дорогу в космос.
Первый искусственный спутник Земли
Получив диплом радиоинженера, Леонид Гусев был принят на работу в НИИ-885 (ныне холдинг "Российские космические системы", входит в Роскосмос). В то время космическая отрасль страны работала над созданием первого искусственного спутника Земли (ИСЗ). Гусеву было поручено разработать компактную радиосистему, которая смогла бы уместиться внутри круглого контейнера диаметром 56 см и весом 83,5 кг.
В итоге Леонид Гусев сконструировал семикилограммовую радиостанцию, состоявшую из двух передатчиков и четырех антенн, которые 4 октября 1957 года развернулись автоматически сразу после выхода спутника на орбиту. Так радиолюбители всей планеты услышали знаменитые сигналы "бип-бип", которые, к слову, были закодированной информацией от установленных внутри корпуса ИСЗ датчиков температуры и давления.
Все 92 дня, которые первый искусственный спутник Земли находился на орбите, радиосвязь с ЦУПом не прерывалась ни на минуту. Конструкторы под руководством Леонида Гусева доказали, что получать качественный радиосигнал из космоса можно стабильно и на протяжении долгого времени, что в будущем легло в основу спутниковой навигации, интернета и телевидения, а также дистанционного зондирования Земли.
"Заря" для Гагарина
В 1959 году Леонида Гусева назначили директором НИИ-695 Госкомитета СССР по радиоэлектронике. Конструктору было поручено в кратчайшие сроки создать орбитальную систему связи "Молния-1" для оперативной передачи секретной информации по всему Союзу и разработать радиоаппаратуру для связи с Землей первого космонавта Юрия Гагарина.
Сергей Павлович Королев позвонил в два часа ночи и велел приехать к нему домой в Подлипки. Я взял такси и к нему. Так я впервые узнал, что мы так же, как и американцы, готовим к полету в космос человека и что необходимо за год сконструировать бортовую и наземную аппаратуру, чтобы Гагарин мог общаться с ЦУПом
Передатчик, приемник и магнитофон для корабля "Восток", на котором должен был лететь Гагарин, изготовили всего за несколько месяцев. Оставалось создать наземную антенну, которая могла бы двигаться синхронно с кораблем, перемещавшимся по орбите с огромной скоростью — 28 тыс. км/ч. На этом этапе, как рассказывал позднее Леонид Гусев, работа застопорилась. Чтобы с нуля сконструировать такую антенну, требовалось несколько лет, а их у команды Гусева попросту не было.
В итоге Леонид Гусев выступил с нестандартным решением. "Позвонил знакомому директору прожекторного завода и попросил доставить на Байконур самую большую установку для зенитчиков. Эта конструкция стоит на вращающемся основании и свободно может крутиться вправо-влево. Взяли мы эту установку и закрепили на нее наши передатчики, натянули металлическую сетку. Потом на Байконуре я лично сидел за пультом управления и вручную направлял установку по ходу движения корабля. Одновременно держал связь с Королевым и Гагариным", — рассказывал Леонид Гусев.
Система связи, созданная специально для полета первого человека, получила название "Заря". Знаменитый диалог между "Зарей" и "Кедром" 12 апреля 1961 года вошел в историю мировой космонавтики.
Заря-1 (Королев): Дается зажигание...
Кедр (Гагарин): Понял — дается зажигание.
Заря-1: Предварительная ступень... Промежуточная... Главная... Подъем!
Кедр: Поехали!..
Заря-1: Мы все желаем вам доброго полета, все нормально.
Кедр: До свидания, до скорой встречи, дорогие друзья!
Заря-1: До свидания, до скорой встречи!
Источник roscosmos.ru
Сигналы c далеких планет
В 1963-м успехи Леонида Гусева в космическом приборостроении привели его к должности заместителя министра общего машиностроения. Однако вскоре конструктор отказался от высокой должности в правительстве. "В этой работе не было творчества, сплошные совещания и командировки на заводы, которые не справлялись с планом", — вспоминал Леонид Гусев.
В конце 1965-го конструктор покинул правительство и вернулся в НИИ-885, где в то время начиналась работа в рамках проектов по освоению Луны, Марса и Венеры. Команда Леонида Гусева приступила к разработке новых радиосистем управления космическими аппаратами, бортовых и наземных измерительных комплексов, в том числе для отдаленных районов Мирового океана.
Одним из наиболее ярких космических событий, к которому был причастен и коллектив радиоинженеров Леонида Гусева, стал запуск на Луну автоматической межпланетной станции "Луна-16", которая впервые в мире собрала и доставила на Землю лунный грунт. За создание системы связи для этой миссии Гусев получил звание лауреата Ленинской премии.
В начале 1959 года к Луне стартовала станция "Луна-1". Достигнув второй космической скорости, но не долетев до цели, аппарат навсегда покинул Землю и стал первым искусственным спутником Солнца.
"Луна-2" осенью того же года доставила на поверхность спутника Земли советские вымпелы. Их точную копию советский лидер Никита Хрущев во время визита в США подарил президенту Эйзенхауэру, после чего соперничество великих держав в космосе обрело новый импульс.
Следующие экспедиции позволили увидеть обратную сторону Луны, составить ее точную карту, а в феврале 1966 года "Луна-9" впервые в мире совершила мягкую посадку на поверхность иного небесного тела.
"Луна-16", созданная проектной группой НПО им. С.А. Лавочкина, позволила осуществить беспилотный полет по маршруту Земля — Луна — Земля и доставить на нашу планету образцы инопланетного вещества.
Всего в Советском Союзе запустили к Луне 24 станции. Последняя стартовала в 1976 году.
Современная российская лунная программа предусматривает продолжение исследования поверхности Луны с помощью автоматических космических аппаратов.
Леонид Гусев скончался 11 марта 2015 года в Москве на 93-м году жизни. Накануне 100-летия конструктора в Роскосмосе учредили специальную награду — медаль имени Л.И. Гусева. "Новым знаком отличия будут отмечаться успехи сотрудников ракетно-космической отрасли в решении сложных научно-технических задач, их личный творческий вклад в реализации научных программ и проектов, а также активное участие в создании приборов и систем", — говорится в официальном пресс-релизе государственной корпорации.
Василий Кучушев