Orbital Sciences хочет отказаться от использования двигателей на основе российских НК-33
Они, по предварительным данным, стали причиной катастрофы ракеты-носителя Antares, произошедшей 29 октября на космодроме NASA
ВАШИНГТОН, 6 ноября. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Американская компания Orbital Sciences намерена отказаться от использования двигателей AJ26, созданных на основе российских НК-33, которые, по предварительным данным, стали причиной катастрофы ракеты-носителя Antares, произошедшей 28 октября на космодроме NASA в штате Вирджиния. Об этом говорится в распространенном в среду заявлении компании о расследовании обстоятельств аварии, в результате которой был потерян корабль Cygnus с грузом для Международной космической станции (МКС).
В нем отмечается, что, проанализировав данные телеметрии, видеозаписи катастрофы и обломки ракеты, комиссия Orbital Sciences пришла к предварительному выводу о том, что наиболее вероятной причиной взрыва на старте стал "сбой в работе турбонасоса одного из двух главных двигателей первой ступени AJ26 компании Aerojet Rocketdyne". "В результате использование этих двигателей на носителе "Антарес", вероятно, будет прекращено", - сообщила Orbital Sciences.
Компания Aerojet Rocketdyne делает двигатели AJ26, модифицируя для американской ракеты российские НК-33 производства самарского предприятия "Кузнецов". Российские специалисты отмечали, что, поскольку в конструкцию двигателя вносятся изменения, американская фирма, по сути дела, производит уже новую продукцию, нести ответственность за которую должны Aerojet Rocketdyne и ее заказчики.
НК-33 были созданы еще в 1970-е годы для советской тяжелой ракеты Н-1, которая предназначалась для лунной программы, но не прошла испытаний и так и не была использована. Несколько таких двигателей, хранившихся в запасе, несколько лет назад были закуплены Aerojet Rocketdyne для адаптации к американским носителям.
После аварии Antares на прошлой неделе пресс-служба предприятия "Кузнецов" напомнила, что AJ26 - это изделие, которое прошло существенную конструкторскую модернизацию с включением в состав двигательной установки устройства управления вектором тяги. "Это система качания камер двигателя, которая сама по себе существенно меняет специфику его функционирования. Отработка и сертификация всех новых систем осуществлялась американской стороной без привлечения специалистов ОАО "Кузнецов", - отметила пресс-служба самарского предприятия.
Перед установкой на Antares каждый такой двигатель проходит многократные контрольные проверки. В мае во время стендовых испытаний в работе одного из AJ26 произошел сбой, однако в целом Orbital Sciences подтверждала надежность этой системы, и предыдущие несколько пусков Antares, в том числе с кораблем Cygnus, прошли успешно.
В то же время - еще до аварии на космодроме в штате Вирджиния - компания приняла решение оснастить следующую версию своего носителя новой реактивной установкой. Какой именно, пока официально не сообщается. Вице-президент Orbital Sciences по связям с общественностью Бэррон Бенески на прошлой неделе пояснил в беседе с корреспондентом ТАСС, что из коммерческих соображений об этом будет объявлено позже. При этом он не подтвердил, но и не опроверг информацию о том, что Orbital Sciences выбрала для установки на модифицированных версиях своей ракеты Antares российский двигатель РД-193 научно-производственного объединения Энергомаш им. академика В.П. Глушко из подмосковных Химок.
В пресс-релизе о расследовании катастрофы также не говорится, какой двигатель будет установлен на следующей версии Antares, однако отмечается, что это будет сделано "ускоренными темпами в 2016 году". В том же году Orbital Sciences рассчитывает возобновить пуски своей модернизированной ракеты с космодрома на острове Уоллопс в Атлантическом океане, пострадавшего при аварии 28 октября. "До этого один или два запуска корабля Cygnus к МКС в 2015-2016 годах будут осуществлены с помощью носителей, отличных от Antares, - указала компания, напомнив о совместимости своего космического "грузовика" с другими ракетами.
Она также сообщила, что в программу доставки грузов экипажу орбитального комплекса придется внести "небольшие изменения". Речь идет о том, что Cygnus может взять на борт груз большей массы, чем во время своих предыдущих миссий. Orbital Sciences выразила уверенность, что это позволит ей до конца 2016 года полностью выполнить свои обязательства перед NASA.
Контракт компании с космическим ведомством США на общую сумму $1,9 млрд предусматривает еще пять "регулярных" рейсов Cygnus к МКС. Ранее успешно состоялись два запуска, последний - третий - завершился катастрофой.
Это был первый неудачный старт частного американского корабля к орбитальному комплексу. С конца прошлого года NASA использует также корабль Dragon, построенный компанией SpaceX. Он совершил уже четыре "регулярных" рейса к МКС, следующий запланирован на первую половину декабря. Грузы на станцию доставляют также российские "Прогрессы" и европейские ATV