12 ЯНВ, 20:34

Роскосмос: замена двигателей на Antares не приведет к снижению объемов производства

Такое мнение о решение американской компании Orbital Sciences отказаться от российских двигателей НК-33 высказал замглавы Роскосмоса Сергей Савельев

МОСКВА, 12 января. /ТАСС/. Решение США о замене российских двигателей НК-33 производства самарского предприятия "Кузнецов" в будущих запусках американских ракет-носителей Antares не приведет к снижению объемов производства ракетной промышленности РФ. Об этом сообщил замглавы Роскосмоса Сергей Савельев в интервью "Российской газете", которое будет опубликовано во вторник.

"О том, что это решение приведет к снижению объемов производства российской ракетной промышленности, речи не идет. Напротив, в настоящее время американская компания Orbital - оператор ракеты Antares - стоит перед проблемой поиска нового двигателя. И я не исключаю, что компания сделает выбор в пользу другого российского ракетного двигателя", - сказал он.

Ранее ряд СМИ сообщали, что химкинское НПО "Энергомаш" заключило контракт на поставку ракетных двигателей РД-181 американской корпорации Orbital Sciences. Двигатели будут использоваться на первой ступени ракеты-носителя Antares с этого года.

"На Antares используются ракетные двигатели НК-33, что называется, со склада: они были произведены в СССР в конце 1960-х - начале 1970-х годов и выкуплены американцами еще в 1990-е годы. Это старые двигатели, к тому же конструктивно доработанные американской компанией Aerojet, а не вновь произведенные российской промышленностью", - уточнил Савельев.

Поэтому, по его словам, сокращение их использования, скорее всего, "свидетельствует о желании американцев более тщательно подойти к проверке уже имеющихся у них на хранении НК-33".

Почему американцы отказались от российских двигателей

США приняли решение о замене двигателей на ракетах Antares после аварии 28 октября в штате Вирджиния. Взрыв ракеты произошел во время ее запуска с космодрома NASA на острове Уоллопс сразу после старта. Ракета должна была вывести на орбиту грузовой корабль Cygnus, а он - доставить на МКС более 2 тонн продовольствия и других полезных грузов. На его борту было, в том числе, около 720 кг оборудования и материалов для научных экспериментов. По предварительным данным, двигатели AJ26, созданные на основе российских НК-33, стали причиной катастрофы.

Савельев напомнил, что компания Orbital - коммерческая организация и имеет полное основание "рассматривать вопрос об исключении ненадежного компонента ракеты и его замене". "Что касается сроков расследования (аварии), то речь может идти о нескольких месяцах", - добавил он.

О новой российской орбитальной станции

Проект создания новой российской орбитальной станции не заложен в Федеральную космическую программу на период 2016-2025 годы, сообщил замглавы Роскосмоса Сергей Савельев.

"Принципиальная возможность создания новой российской орбитальной станции имеется. Причем этот проект может быть реализован и в международной кооперации, в том числе с Китаем. Однако ни в действующей, ни в проекте будущей Федеральной космической программы такой темы нет, ее реализация может быть увязана со сроками эксплуатации Международной космической станции", - сказал он.

Что касается сотрудничества с Китаем в космической области, то, по словам Савельева, наиболее реальное в ближней перспективе - совместные эксперименты на борту российского сегмента МКС. Возможность прилета на МКС китайского космического корабля представляется крайне маловероятной, а "визит" российского корабля на китайскую станцию пока серьезно не рассматривается.

"Даже если будет получено согласие всех стран-участниц программы МКС, все равно останется большое количество технических вопросов, связанных как с доработкой корабля "Шэньчжоу", так и с использованием нестандартного для китайцев более высокого наклонения орбиты МКС. Китайские партнеры строят свою национальную станцию, и они уже обозначили сроки ее создания - 2020 год", - сказал он.

"В дальнейшем можно будет говорить о проведении экспериментов на борту свободно летающих беспилотных модулей ОКА-Т, которые могут быть запущены на различные наклонения. А также о взаимном размещении научных приборов на автоматических межпланетных станциях наших стран", - отметил замглавы Роскосмоса.

Он уточнил, что ОКА-Т - это многоцелевая космическая лаборатория для проведения микрогравитационных и прикладных технологических и биотехнологических исследований. "Она должна будет работать на орбите автономно, время от времени стыкуясь с МКС или с другой низкоорбитальной станцией. Космонавты будут заниматься обслуживанием научной аппаратуры, заправкой лаборатории и другими операциями", - добавил Савельев.

Читать на tass.ru