Центрифугу для искусственной гравитации на борту РОС планируют создать к 2030 году
По словам заведующей лабораторией физиологии ускорения и искусственной силы тяжести Института медико-биологических проблем РАН Милены Колотевой, в настоящее время формируют медико-технические требования для создания бортовой центрифуги короткого радиуса
МОСКВА, 14 апреля. /ТАСС/. Разработку центрифуги короткого радиуса действия (ЦКР), которая позволит создавать искусственную гравитацию на борту Российской орбитальной станции (РОС), планируется завершить к 2030 году. Об этом ТАСС сообщила ведущий научный сотрудник, заведующая лабораторией физиологии ускорения и искусственной силы тяжести Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН Милена Колотева.
"Думаю, что к 2030 году мы уже сформируем макет и прообраз бортовой центрифуги. К началу формирования облика РОС со всеми модулями и так далее к 2030 году такая центрифуга будет создана. Проект центрифуги короткого радиуса действия пока не утвержден, работа сейчас проводится в рамках Гособоронзаказа. Это первый год, когда работа была серьезно начата. Пока она связана с аналитическим обзором уже имеющихся мировых наработок с учетом конструктивных просчетов, технических сложностей реализации, с обоснованием необходимости использования центрифуги на борту в принципе", - сообщила она.
По словам специалиста, в настоящее время формируют медико-технические требования для создания бортовой центрифуги короткого радиуса, а также проводятся исследования на наземном, экспериментальном стенде центрифуги. "На этом стенде мы отрабатываем вопросы, связанные с получением оптимальных режимов. По сути, на Земле сейчас идет разработка проблемы создания искусственной гравитации в условиях орбитального полета", - подчеркнула Колотева.
Транспортировка центрифуги на РОС
По словам заведующей лабораторией физиологии ускорения и искусственной силы тяжести ИМБП РАН, конструкция бортовой центрифуги для РОС будет проще и легче, чем экспериментальный образец. "Под нее будут разрабатываться специальные материалы для того, чтобы уменьшить чисто технические вопросы, связанные с вибрацией, энергопотреблением и так далее. <…> Макет бортовой центрифуги будет создан в ИМБП чуть позже. На нем мы будем отрабатывать медико-технические требования к реальной бортовой центрифуге, медицинские вопросы, а также возможность ее конструктивной сборки на борту РОС. Вопрос транспортировки центрифуги на орбиту остается открытым: либо она будет доставлена сразу в составе модуля как некая полноценная установка, либо будет собираться уже как пазл, конструктор космонавтами на борту РОС самостоятельно", - отметила Колотева.
По словам специалиста, в связи с тем, что центрифуга короткого радиуса действия предназначается для профилактики негативных последствий длительной невесомости, необходимо в наземных условиях оценить возможность ее проведения с помощью этого средства неблагоприятного влияния длительной модельной гипогравитации на организм человека. Колотева также сообщила, что выполненные ранее исследования показали необходимость сочетанного применения ЦКР и других уже имеющихся средств профилактики отрицательных проявлений моделируемой невесомости. "Однако эффективность сочетанного применения указанных средств еще не установлена. Приведенные данные свидетельствуют о настоятельной необходимости проведения фундаментальных научных исследований по проблеме создания искусственной гравитации с помощью ЦКР", - сказала она.
Заместитель генерального конструктора Ракетно-космической корпорации "Энергия" (входит в Роскосмос), главный конструктор РОС Владимир Кожевников сообщал в феврале в интервью ТАСС, что срок запуска первого научно-энергетического модуля РОС планируется на конец 2027 года, а узлового, шлюзового, базового и целевого модулей - на период 2028-2030 годов.