Главное в космосе — не перегреться
О нюансах выходов в космос и новом скафандре "Орлан-МКС", в котором за борт МКС отправился Александр Мисуркин — в материале ТАСС
Российские космонавты Александр Мисуркин и Антон Шкаплеров 2 февраля вышли в космос по программе российского сегмента МКС для замены приемника на антенне модуля "Звезда". Шкаплеров работает в "Орлане-МК", а для Мисуркина — это первый выход в новой версии скафандра "Орлан-МКС".
Чем отличается новый скафандр, в чем особенности подготовки к выходу, почему скафандры сушат и как человек с ними "борется", рассказал ТАСС Дмитрий Зубов, начальник отделения подмосковного Центра подготовки космонавтов (ЦПК).
Новая система охлаждения
По словам Зубова, в названии нового "Орлана" приставка МКС расшифровывается как "модернизированный компьютеризированный синтетический", в этом скафандре есть два главных отличия. В первую очередь это новая конструкция рукавов и штанин, где используется более надежный вид материала на основе полиуретана.
"Второе — это интеграция в скафандр доработанной системы охлаждения оператора. Раньше она была с ручным управлением, теперь стала автоматическая", — рассказал начальник отделения. Космонавту не нужно больше самостоятельно выставлять температуру воды в системе охлаждения механическим переключателем, система делает это автоматически, в зависимости от интенсивности работы.
Работа в скафандре, пояснил специалист, — тяжелый физический труд, так как скафандр находится под давлением и человек постоянно преодолевает сопротивление его мягких оболочек при сгибании рук и ног, можно сказать, борется с ним.
Все это требует существенных физических усилий, и человек выделяет большое количество тепла
Электронный блок
Доработку в "Орлане-МКС" также прошел пульт оператора скафандра — блок на груди, где, в частности, расположены элементы управления микрокомпьютером скафандра и дисплей.
"Он (дисплей) стал больше, чем на предыдущей модификации, за счет этого увеличен размер надписей. Это позволят легче считывать информацию, что косвенно влияет и на эффективность, и на безопасность работы космонавтов", — рассказал Зубов.
По словам специалиста, также добавились функции управления — теперь можно с помощью специального тумблера выбирать режим работы системы охлаждения (автоматический или ручной).
Как в термосе
Под основной скафандр перед выходом космонавты одевают синий сетчатый костюм с вплетенными в него пластиковыми трубками. Этот внутренний костюм имеет специальный разъем для подключения к системе охлаждения, в процессе работы в его трубках циркулирует холодная вода. За счет контакта с поверхностью тела костюм отбирает от космонавта лишнее тепло, которое отводится в космос через специальное устройство.
Костюм типовой. На вход в костюм может подаваться вода температурой от 10 до 25 градусов Цельсия. Космонавту нужна либо холодная вода, когда он очень интенсивно работает, либо теплая, чтобы не замерзнуть, когда он ничего не делает. Новая автоматическая система сама определяет, какая ему температура нужна в данный момент
Специалист пояснил, что независимо от того, в тени работают космонавты или на солнце, задача скафандра — изолировать внутренний объем с человеком от тепловых притоков извне и, наоборот, от теплоотдачи изнутри. "Внутри скафандра есть пакет термоизоляции, получается эффект термоса — передача тепла извне внутрь и наоборот минимальна", — сказал он.
Как готовятся к выходу
Обычно подготовка к выходу начинается за 10–12 дней. Космонавты проверяют скафандры, в частности, на герметичность, устанавливают на них все сменные элементы — запасы кислорода, аккумуляторную батарею. После этого космонавт надевает скафандр, чтобы подогнать под свои размеры (космические костюмы универсальны и могут использоваться людьми с ростом от 165 до 190 см).
"Есть такая операция — подгонка, то есть выставление своих размеров за счет изменения длинны мягких оболочек скафандра — рукавов и штанин. Во время выхода космонавт находится в скафандре до десяти часов, и в нагруженном состоянии, под давлением, в скафандре есть достаточно жесткие элементы. Если скафандр не будет соответствовать антропометрии оператора, космонавт просто не сможет в нем эффективно работать — все подвижные элементы будут смещены относительно суставов человека", — рассказал Зубов. Параллельно космонавты тщательно изучают материалы по операциям, которые будут проводиться за бортом, готовится оборудование и инструменты.
Специалист ЦПК отметил, что подготовка к выходу занимает длительный период не только из-за большого числа этапов, но также из-за загруженности космонавтов повседневными обязанностями. "Есть множество задач на станции — ежедневные операции, эксперименты. Поэтому подготовка разбивается на блоки — ежедневно по два-три часа", — отметил он.
Не забудьте просушить от пота и воды
После выхода космонавты проводят обслуживание скафандров и "консервируют" до следующего применения, это занимает около двух дней. Например, нужно снять все элементы, выработавшие ресурс.
Необходимо высушить скафандр и высушить все элементы его систем, и после этого перевести его режим хранения, то есть выполнить определенную конфигурацию по элементам управления и оборудованию скафандра
Он пояснил, что в процессе работы космонавт прилагает достаточно большое количество усилий, "и как все нормальные люди он потеет, и этот пот при контакте с оболочками на элементах остается". "Также атмосфера в скафандре на некоторых этапах может быть влажной, и появляется конденсат при больших перепадах температуры. Весь этот конденсат и влагу нужно убрать при хранении, чтобы в будущем это не сказалось на состоянии элементов скафандра, чтобы они не корродировали, чтобы на них не было плесени или налета. Это может привести к неправильной работе", — рассказал он.
Сколько можно прожить в скафандре
Сейчас оборудование скафандра позволяет человеку находится внутри десять часов — с того момента, как он загерметизировался, и до момента, когда открыл гермодверь.
Время нахождения в скафандре, как правило, регламентируется сменным элементом, таким, как литиевый патрон (это поглотитель углекислого газа). Ресурс патрона рассчитан на десять часов работы
Работа во время выхода планируется следующим образом: полтора часа тратится на шлюзование перед выходом (космонавт уже в скафандре, но входной люк закрыт), затем идет внекорабельная деятельность около шести часов (это время, которое специалисты считают оптимальным с точки зрения эффективности работы). После выхода космонавты возвращаются в шлюзовой отсек, закрывают люк и 30 минут сравнивают давление.
"Таким образом, у нас заложено время на работу порядка девяти часов. И час мы оставляем на нештатные ситуации: если что-то пошло не так и надо задержаться, или нам нужно задержаться и доделать какие-то работы на выходе, мы имеем возможность продлить время работы за счет этого ресурса", — уточнил Зубов.
Подготовила Валерия Решетникова