20 ноября 2020, 17:00
Статья

От любви до расставания, от Карфагена до Праги. Кого номинировали на "Золотую маску-2021"

Спектакль-променад о любви и расставании Марины Цветаевой, трагическая судьба царицы Карфагена, постановка в Zoom, которая научит вас модерировать посты в соцсетях, жар и агония гриппа. Рассказываем об одних из самых интересных московских спектаклях
Сцена из спектакаля "Петровы в гриппе". Ира Полярная/ Пресс-служба Гоголь-центра
Сцена из спектакаля "Петровы в гриппе"

Сегодня национальная премия и фестиваль "Золотая маска" объявила новых претендентов на награды. В шорт-листе — 56 спектаклей и 189 частных номинаций. Пока что дирекция смотра планирует провести показы традиционно весной следующего года. Кроме этого, будут представлены и внеконкурсные программы, например, "Детский Weekend", "Золотая маска в кино", Russian case, часть работ будет показана online на ресурсах Rambler Group, а после доступна в кинотеатре Okko.

Полный список номинантов можно посмотреть тут, а мы рассказываем о шести постановках, которые удивили московскую публику. 

Рас-стаемся 

Мобильный художественный театр 

Номинация: эксперимент 

В основе спектакля два текста Марины Цветаевой — "Поэма конца" и "Поэма горы". Действие начинается у выхода из метро "Лужники", под голоса актеров Анны Чиповской и Вадика Королева вы отправляетесь на прогулку по Воробьевым горам, переживая историю расставания поэтессы с ее возлюбленным Константином Родзевичем в Праге в 1924 году. Кажется, что между вами и героями нет ничего общего — и город другой, и река другая, и вы тоже ну уж никак на них не похожи. Но так ли важно быть одинаковыми, чтобы почувствовать горечь утраты, непонимание и разочарование.

Чтобы попасть на спектакль МХТ, не нужно идти в театр или волноваться, что вам не хватит билетов. Нужно взять телефон, наушники и скачать специальное приложение. Вы приезжаете на заданную точку и отправляетесь в свое путешествие. 

Книга Серафима 

Электротеатр Станиславский

Номинация: опера/спектакль; опера/работа дирижера — Анна Зверева; опера/женская роль — Ольга Россини; опера/мужская роль — Сергей Малинин; опера/мужская роль — Дмитрий Матвиенко; работа композитора в музыкальном театре — Александр Белоусов 

В новой опере Александр Белоусов (тут — и композитор, и режиссер) соединяет два текста: поэму Уильяма Блейка "Книга Тэль" и главу "У Тихона" из романа Федора Достоевского "Бесы", в которой Ставрогин признается в совращении маленькой девочки, после чего та покончила с собой. Текст английского поэта, напротив, окружен мистикой, нежностью и обращен больше к женскому началу. Они делят сцену пополам: на детской площадке находятся девочки с букварями, которые исполняют поэму, мечтают, играют в песочнице, а снаружи — солисты, ведущие напряженный диалог из русской классики. 

В спектакле трехчастная структура. Начинается он неочевидно и незаметно, еще в холле театра, прямо на лестнице, где напряженной ожиданием публике придется прислушиваться и пытаться рассмотреть, что происходит. После — главное действие уже на сцене. Заканчивается все эпилогом, который происходит, когда зрители уже направляются к выходу: их тоже остановят — незаметно, будто случайно. "Книга Серафима" в этом сезоне стала одной из самых удачных современных опер. 

I don’t want to see this

Театральная компания "Импрессарио"

Номинация: эксперимент

"Я не хочу это видеть" родился на самоизоляции: когда все театры были закрыты, ходить никуда нельзя было, но и просто сидеть дома было невыносимо,"Импрессарио" придумали целых три проекта, чтобы порадовать свою публику. Этот один из них. 

Действие происходит в конференции в Zoom. Вы — будущие модераторы Facebook, и ваша задача научиться разбираться в запрещенном контенте. Пользователи социальной сети каждую секунду кидают страйки на самые разные посты, и только настоящие модераторы могут распознать, где порнография, а где — произведение искусства. И, конечно, как на настоящем тренинге, вам расскажут, как работают такие алгоритмы, какая судьба у заблокированных постов и какая миссия в этом процессе отведена человеку. 

Занос

Театр "Практика" и Мастерская Дмитрия Брусникина

Номинация: драма/спектакль малой формы; драма/работа режиссера — Юрий Квятковский; драма/мужская роль — Николай Фоменко; драма/женская роль второго плана — Мила Кертеш; драма/работа художника — Полина Бахтина; драма/работа художника по костюмам — Полина Бахтина; драма/работа драматурга — Владимир Сорокин

Так уж сложилось, что "Практика" стала одним из главных поставщиков театральных хитов. "Занос" поставил режиссер Юрий Квятковский, один из авторов легендарного "Это тоже я. Вербатим" и спектакля-бродилки "Норманск". В этот раз он обращается к тексту Владимира Сорокина, герои которого — элита, миллиардеры, живущие на широкую ногу. Они ни в чем себе не отказывают, едят все что пожелают, ездят на дорогих машинах, одеваются только в лучшие наряды, живут в огромных особняках. Но все их безмятежные разговоры и роскошная жизнь, в которой, казалось бы, нет места тревогам и печали, пронизывает тоска и ощущение неминуемого краха. И эту страшную, безжалостно сносящую все на своем пути силу не способно остановить ничто: ни деньги, ни связи, ни власть. 

Несмотря на контекст и сюжет, который тоже интересно распутывать, первое, на что вы обратите внимание, — это форма, то, как выстроен спектакль. Он начинается еще до того, как отзвучат три звонка: в темном уголке по-заговорщицки вам выдадут наушники и расскажут краткие правила, после чего вы отправитесь в зал. Во время постановки вы можете переключаться между тремя каналами с разными текстами. Каждый сам выбирает как ему выстроить события, отвлечься ли от сюжета на интервью с Сорокиным или на тексты поэта Дмитрия Пригова. Тем временем в углу сцены стоят шесть мониторов, как в будке охранника, а у зрителей создается ощущение, что сами они то ли в засаде, то ли в западне. 

Петровы в гриппе

Гоголь-центр

Номинация: драма/спектакль большой формы; драма/работа режиссера — Антон Федоров; драма/женская роль — Яна Иртеньева; драма/мужская роль — Семен Штейнберг; драма/женская роль второго плана — Ирина Выборнова; драма/женская роль второго плана — Людмила Гаврилова; драма/работа художника — Савва Савельев; драма/работа художника по костюмам — Савва Савельев; драма/работа художника по свету — Иван Виноградов 

Герои Алексея Сальникова — обычная семья из Екатеринбурга. Папа — автослесарь, мама работает в библиотеке, их сын школьник. Ничего бы в жизни этих людей не было интересного, если бы не грипп (вроде бы тоже самый обычный), который обрушился на все семейство. Реальность под действием болезни начинает искажаться, оживают фантасмагорические образы, все кажется уже не тем, что было раньше. В бреду они видят всяческие знаки, на которые никто не обращает внимания, но в головах Петровых они выстраиваются в цельную картину. Перед ними разворачивается картина невообразимой инфернальной жути и хтонического ужаса, который лезет из всех щелей. 

Отобразить этот процесс режиссер Антон Федоров постарался через многоуровневое пространство сцены, где непонятно, что реально, а что — галлюцинации больных героев, где прошлое, а где настоящее. Все смешивается на сцене и в головах героев. 

Дидона и Эней

Большой театр

Номинация: опера/спектакль; опера/работа дирижера — Кристофер Мулдс; опера/женская роль — Марианна Беата Килланд 

Проникновенная история о царице Карфагена Дидоне, несчастной женщине, чье сердце полно любовью к троянскому герою Энею. В их жизни все было бы хорошо, если бы не злые силы в лице колдуний, которые обманом, представившись богами, разлучают влюбленных. Дидона готова смириться с судьбой, с силами, которым она не может противостоять, и отпускает Энея. Сама же погибает, потому что не в силах выдержать боль расставания. 

"Дидона и Эней" — первая английская опера без разговорных диалогов. Композитор Генри Пёрселл написал ее, еще будучи совсем молодым, и предполагал, что ее не будут исполнять на серьезных сценах. Сейчас же произведение считается одним из самых сложных в оперной вселенной. Тонкий психологизм, сложные вокальные партии поддаются не всем. Воплотить надломленный образ Дидоны, у которой столько боли внутри, может не каждая артистка, особенно — исполнить ее финальную арию, полную скорби и тоски.  

Кадрия Садыкова