Выставка-маршрут об отвергнутых шедеврах открывается в Третьяковской галерее
Для выставки отобрано 20 наиболее значимых произведений
МОСКВА, 16 сентября. /ТАСС/. Выставка-маршрут "Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова" о полотнах, которые в свое время снимали с выставок и запрещали экспонировать, открывается в четверг в Государственной Третьяковской галерее, сообщили ТАСС в пресс-службе музея.
"Проект в какой-то степени экспериментальный. Выставка-маршрут. Мы никогда таких выставок не делали. Но главное - мы еще никогда не пытались смотреть фигуру Павла Михайловича Третьякова как человека, который не только поставил перед собой задачу создания первого в стране музея национального русского искусства, а как человека, который обладал потрясающим глазом, пониманием, что важно в искусстве, и невероятной смелостью, внутренней решимостью", - заявила журналистам в канун открытия выставки генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Для выставки-маршрута отобрано 20 наиболее значимых произведений. Они отмечают высшие достижения отечественного искусства XIX-ХХ столетий. Сегодня понятно, что их отторгали и обличали за новизну приемов и смыслов. Эти картины представляют ядро собрания Павла Третьякова. Они получили признание специалистов и зрителей, говорят в галерее. Одновременно эти шедевры характеризуют их приобретателя как коллекционера самого актуального на тот момент искусства, который обладал редким художественным чутьем, смелостью и независимостью взглядов.
"Это проход по залам Третьяковской галереи, в которых на своих местах висят полотна, к которым мы все привыкли. Но это те полотна, которые в момент своего появления на выставках вызывали волны негодования, жесткую критику, и невзирая на все это, приобретались Павлом Михайловичем Третьяковым", - сказала Трегулова, добавив, что он покупал и те вещи, которые в чем-то ему не импонировали или не нравились, в том числе работы, которые находились под запретом цензуры, поскольку понимал значение конкретного художника или работы в той истории русского искусства, которую выстраивал в своем музее.
В наши дни зрителю нелегко понять, чем могли раздражать "Боярыня Морозова" Василия Сурикова или "Березовая роща" Архипа Куинджи, почему сняли с выставки "Сельский крестный ход на Пасхе" Василия Перова и запретили экспонировать картину "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" Ильи Репина. Главная задача проекта - поиск ответа на вопрос, что непозволительного современники находили в полотнах, которые стали гордостью русского искусства.