Фестиваль "Баховские дни" в Калининграде завершился концертом Александра Князева
В концертном зале Кафедрального собора на острове Канта прозвучали произведения из "Органной книжечки" - сборника 45 хоральных прелюдий для органа Баха
КАЛИНИНГРАД, 31 марта. /ТАСС/. Традиционный музыкальный фестиваль "Баховские дни", приуроченный 337-й годовщине со дня рождения выдающегося немецкого композитора и музыканта-универсала эпохи барокко Иоганна Себастьяна Баха, завершился в четверг в Калининграде. Финальным аккордом почти двухнедельного культурного марафона стал концерт всемирно известного виолончелиста и органиста, заслуженного артиста России Александра Князева, сообщили ТАСС в пресс-службе Кафедрального собора, выступающего организатором фестиваля.
"В концертном зале исторического Кафедрального собора на острове Канта в Калининграде в исполнении блистательного российского музыканта Александра Князева прозвучали произведения из "Органной книжечки" - сборника 45 хоральных прелюдий для органа Баха", - рассказала руководитель пресс-службы собора Яна Лутченко, отметив, что "Органная книжечка", которую меломаны называют "музыкальной Библией" - один из самых сложных циклов композитора, созданных им в 1712-1717 годах, и до сего дня принадлежит к числу наиболее репертуарных сочинений у органистов.
Сам Князев, пять лет назад предложивший Кафедральному собору проект "Баховские дни", называет Баха главным композитором в своей жизни. Таковым, по его словам, он остается и сегодня, как и "Органная книжечка" - "один из самых любимых мною циклов сочинений Баха, сложных для исполнения и очень редко исполняемых музыкантами целиком, но хорошо воспринимаемых публикой", сказал Князев перед выходом на сцену.
На сегодняшнем концерте в зале, заполненном любителями музыки Баха и поклонниками маэстро Князева, прозвучали 40 хоральных прелюдий из "Органной книжечки".
Всего за время "Баховских дней -2022", прошли пять концертов музыки Баха, а также его современников и последователей. Наряду с органом - любимым музыкальным инструментом Баха, со сцены собора звучали гобой, флейта, виолончель, альт, для которых он также написал немало сочинений. Произведения, ставшие мировой классикой, исполнили поистине звездные музыканты. Это обладательница премии "Органист года - 2021", учрежденной Фондом развития творческих инициатив, - органистка Мария Блажевич и гобоист Алексей Балашов, которого называют "Паганини гобоя" за высочайший уровень исполнительского мастерства, заслуженный артист России, профессор Санкт-Петербургской консерватории, лауреат премии "Органист года-2020" Даниэль Зарецкий, "золотая флейта России" Ирина Стачинская, солисты оркестра Большого театра России альтистка Ольга Жмаева и виолончелист Петр Кондрашин, титулярные органисты Кафедрального собора Мансур Юсупов и Евгений Авраменко.
"Следующий музыкальный фестиваль "Баховские дни", рассчитываем, пройдет в 2023 году", - отметила Лутченко, добавив, что на этот раз на концертах (с учетом действующих в связи с пандемией коронавируса ограничений по заполняемости зала) побывало около 2 000 человек.
О Кафедральном соборе и органе
Кафедральный собор в Калининграде (Кенигсбергский кафедральный собор) был построен в 1380 году. Во время Второй мировой войны при бомбардировках города английской авиацией в августе 1944 года собор сильно пострадал. В 1992 году началась реставрация исторического здания. Спустя шесть лет привели в порядок его внешний облик, а затем и внутренний.
Также в концертном зале был установлен первый духовой орган, к которому позже прибавился второй, кратно превосходящий его по размерам. Общее количество регистров двух органов - 122. Это самый большой орган последнего поколения по количеству регистров в России. Общий монтаж лепнины и деталей из дерева большого органа был воссоздан в стиле барокко по сохранившимся черно-белым фотографиям кенигсбергского органа XVIII века. Над органом возвышается птица феникс - символ вечного возрождения. В начале 2020 года в концертном зале установили акустическую систему, не имеющую аналогов в России и Европе, позволяющую звук любого инструмента или голоса направить непосредственно на слушателя в любой точке пространства собора.