Мариинка открывает серию показов, посвященных 150-летию со дня рождения Сергея Дягилева
Юбилейный цикл откроется оперой "Хованщина" и балетом-феерией "Спящая красавица" в реконструкции 1890 года
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2 апреля. /ТАСС/. Мариинский театр начнет в субботу серию показов, посвященных 150-летию со дня рождения театрального и художественного деятеля Сергея Дягилева (1872-1929). Юбилейный цикл откроется оперой "Хованщина" и балетом-феерией "Спящая красавица" в реконструкции 1890 года - произведениями, которые Дягилев представил Западу в числе шедевров русского театрального искусства.
"В репертуаре Мариинского театра насчитывается два десятка произведений, обязанных легендарному импресарио своим возникновением. В Год Дягилева театр посвящает ряд специальных событий в апреле, включая заказанную хореографу Максиму Петрову новую постановку балета "Послеполуденный отдых фавна", и представления всех "дягилевских" спектаклей репертуара в течение сезона", - рассказали в пресс-службе театра.
В объявленной афише Сергею Дягилеву посвящены представления "Блудного сына" в хореографии Джорджа Баланчина и балетов Михаила Фокина, включая отдельную программу с Половецким актом из "Князя Игоря".
Процент оригинального "дягилевского" в современных спектаклях Мариинского различен. Одни балеты идут в воссозданной хореографии и сценографии, для других придуманы новые танцы, фабула, оформление. Особое место в этом ряду занимает сценография "Хованщины", заказанная в 1913 году Дягилевым молодому Федору Федоровскому. Позднее она была воспроизведена художником для спектаклей Большого и Кировского театров (1952) и сейчас сохраняется на сцене Мариинского театра.
Для антрепризы Дягилева Игорь Стравинский написал балеты "Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная", "Свадебка", "Пульчинелла", "Байка", оперы "Соловей" и "Мавра", ораторию "Царь Эдип". Морису Равелю Дягилев заказал музыку к балету "Дафнис и Хлоя", Сергею Прокофьеву - "Блудного сына". Вместе с художниками-единомышленниками он придумал балет "Шехеразада", оперно-балетную версию "Золотого петушка".
В 1920-е годы только "Петрушка" добрался до сцены Мариинского театра в том же виде, в каком шел у Дягилева. Интерес к наследию его антрепризы оживился в 1990-х, когда в репертуар труппы стали входить реконструкции наиболее резонансных спектаклей. В юбилейный год все они украсят афишу Мариинского. Будут показаны и те произведения русских композиторов, которыми Дягилев восхищался и которые включал в программы "Русских сезонов".