11 ИЮН, 19:31

В Перми открылся Дягилевский фестиваль

Мероприятие открылось концертом оркестра под управлением Теодора Курентзиса

ПЕРМЬ, 11 июня. /ТАСС/. Дягилевский фестиваль открылся в Перми концертом оркестра musicAeterna, который под управлением Теодора Курентзиса исполнил два сочинения, считающиеся вершиной жанра симфонической трагедии: "Метаморфозы" Рихарда Штрауса и Шестую "Патетическую" симфонию Петра Чайковского.

"Рихард Штраус писал симфонический этюд "Метаморфозы" в последние месяцы Второй мировой войны и закончил в апреле 1945 года. Переживание катастрофы стало импульсом к рождению одного из наиболее совершенных симфонических адажио, элегии гибели прежнего мира. Чайковский в Шестой симфонии прокладывает пути в будущее, к заостренной экспрессии музыкальных психодрам ХХ века. Эмоциональная заряженность музыки достигает в этом произведении невиданного ранее уровня", - рассказали организаторы фестиваля.

Ранее Теодор Курентзис отмечал, что хочет привнести в эту музыку не сильные эмоции, не громкость и не безупречную форму. "Я хочу привнести в нее "цветок раны" - совершенство церемонии, где собираются 110 музыкантов, чтобы почтить все раны, которые мы переносим, - а не просто дать концерт", - пояснял Курентзис.

О фестивале

Дягилевский фестиваль проходит в Перми с 2003 года. Фестиваль стремится укреплять и развивать традиции выдающегося импресарио и пропагандиста русской культуры Сергея Дягилева. Инициатором первого Дягилевского фестиваля в России выступил Пермский театр оперы и балета, поскольку именно в Перми прошло детство Дягилева и именно там находится единственный в мире Дом-музей импресарио. Кроме того, здание Пермского оперного театра было построено благодаря значительной финансовой поддержке Дягилевых.

В этом году Дягилевский фестиваль проходит с 11 по 20 июня. Основными фестивальными площадками в столице Прикамья станут ДК им. Солдатова, культурное пространство "Завод Шпагина", Дом Дягилева, Пермская художественная галерея, а также частная филармония "Триумф", где будут проходить мероприятия фестивального клуба: дискуссии, трансляции, перфомансы и творческие встречи.

В концертной части программы Дягилевского фестиваля будет звучать барочная музыка в исполнении камерного оркестра из Москвы "Rosarium" и музыка начала и конца романтической эпохи в интерпретации оркестра musicAeterna.

По словам организаторов фестиваля, ожидается также и новая музыка. В частности, хор Пермской оперы "Parma Voices" под управлением Евгения Воробьева готовит подборку редко исполняемых сочинений композиторов ХХ века. Также перкуссионист-мультиинструменталист Петр Главатских сыграет сочинения для ударных соло, а в последний день фестиваля, 20 июня, Московский ансамбль современной музыки представит современные исполнительские практики на материале произведений Дмитрия Курляндского, Александера Шуберта, Пьера Жодловски и Яниса Ксенакиса. Часть из этих сочинений прозвучат впервые. А концерты на рассвете в Пермской художественной галерее, которые пройдут 12 и 18 июня, по традиции сохраняют свою программу в тайне.

Экспериментальные проекты-перфомансы

В этом году на фестивале будут представлены и несколько экспериментальных проектов-перфомансов. В частности, впервые будет исполнена офлайн-версия музыкального спектакля российской художницы и автора перфомансов Кати Бочавар "Территория Гамлет", в котором автор размышляет о поиске художником себя. Действие будет сопровождаться музыкой Алексея Сюмака, стилизованной под барокко.

Кроме того, постоянный участник фестиваля - хореограф Анна Гарафеева - представит свою новую работу "Дыхание", в которой дыхание перформеров становится основой звуковой партитуры и хореографического текста. Впервые на фестивале выступит междисциплинарный художник Алексей Таруц с трансмедиальным спектаклем-ритуалом, носящим причудливое название на маорийском языке.

Закроется Дягилевский фестиваль постановкой, вписывающей оперу-мистерию Карла Орфа в индустриальный интерьер "Завода Шпагина". "De temporum fine comoedia" ("Мистерия на конец времени" - прим. ТАСС) представляет собой произведение для множества солистов, нескольких драматических актеров, хора и большого оркестрового состава с участием около 30 ударных инструментов. Постановщиком этого действа выступает молодой театральный и кинорежиссер Анна Гусева, музыкальный руководитель и дирижер постановки - Теодор Курентзис.

Читать на tass.ru
Теги