17 ИЮН, 14:30

Удивительная русская хтонь. Четыре балета Стравинского

Игорь Стравинский, 1962 год

Композитор родился 17 июня 1882 года

Игорь Стравинский — ключевая фигура в истории мировой культуры. Он не заканчивал музыкальных вузов, поступил на юридический, но все время тянулся к искусству. Брал частные уроки, занимался у Николая Римского-Корсакова, прославленного композитора, участника знаменитой "Могучей кучки", музыканта, который писал просто удивительные партитуры для оркестра. Под его руководством Стравинский и создал свои первые произведения, а блестящая по своей глубине и таланту инструментовка, так свойственная мэтру, будет чувствоваться в каждом произведении Игоря Федоровича. 

Стравинскому несказанно повезло в жизни, ведь правду говорят: успех — это не только талант, но еще и удача. У музыканта было вдоволь и того и другого, и еще множество идей, которые ждали своего воплощения, чтобы ошеломить зрителей со всего мира. Судьба свела его с Сергеем Дягилевым — известным в мире антрепренером, организатором "Русских сезонов" в Париже. Вместе с Дягилевым Стравинский создал несколько великолепных балетов, которые были поставлены в Париже, а сам композитор завоевал мировую славу. 

В творчестве Стравинского было несколько периодов, и каждому любителю и исследователю его музыки нравится что-то свое. Кто-то больше восхищается его первыми произведениями, еще не так далеко ушедшими от классических стандартов. А кто-то больше любит позднее творчество, когда Стравинский увлекался авангардом и такой техникой, как сериализм (чтобы писать в которой, нужно обладать не только музыкальным талантом, но и определенным математическим складом ума). В честь дня рождения композитора мы предлагаем вспомнить четыре балета Стравинского, которые подняли его (и еще нескольких других артистов) на вершину славы.  

"Жар-птица"

1910

В 1909 году еще молодой и малоизвестный композитор после отдыха вернулся в Петербург, где планировал продолжить работу над своей оперой "Соловей". Эту оперу Стравинский, конечно, закончил, правда, значительно позже. Именно в этот момент к нему обращается Дягилев с предложением написать музыку к балету "Жар-птица". Сам Стравинский, как позже напишет он в своих мемуарах, был воодушевлен, но немного напуган этой перспективой: он опасался, что не успеет закончить произведение в срок. Работа с Дягилевым бок о бок с выдающимися деятелями того времени накладывала определенную ответственность. 

Но никакие дедлайны и обязательства Стравинского не сломили, и он начал писать балет. Либретто к нему создал знаменитый хореограф Михаил Фокин. Он хотел поставить что-то на тему русской сказки, но так получилось, что многие эти сюжеты уже выносил на сцену другой прекрасный композитор, Николай Римский-Корсаков. Только жар-птица, волшебное создание, исцеляющее все болезни и слепоту, оставалось нетронутым. Дягилев уже отчаялся претворить эту задумку в жизнь: написать музыку не смогли ни Анатолий Лядов, ни Николай Черепнин, уже известные и зрелые композиторы. 

Read more!

И Фокину, и Дягилеву молодой Стравинский показался идеальным композитором для этой идеи. Они как-то слушали исполнение "Фейерверка" — одного из первых произведений музыканта. Тогда оно не особо имело успех у публики, но именно в нем хореограф и антрепренер "Русских сезонов" услышали то, что давно искали: музыка будто горела, напишет позже Фокин, сверкала, будто бы бросалась искрами. То, что нужно для пылающего хвоста жар-птицы, правда? 

Стравинский принялся за работу с большим увлечением. Они работали вместе с Фокиным, пока Дягилев и труппа находились в Париже. Композитор отправлял ему партитуру частями, по готовности, чтобы артисты могли начать репетировать. Сам он ориентировался в том числе на произведения Римского-Корсакова — главного русского сказочника в музыке. Это слышно в блестящей оркестровке, тонких мелодических линиях и грациозных номерах жар-птицы. Премьера балета прошла 25 июня 1910 года, и это был оглушительный успех. Так началась история Стравинского и Дягилева — одного из главных дуэтов в истории русского театра. 

"Петрушка" 

1911 

Как-то Стравинскому пришла в голову идея написать оркестровое произведение, где фортепиано будет играть одну из ведущих ролей. Он начал сочинять свое новое произведение, и перед глазами у него был образ танцующей игрушки, которая двигается, будто ведомая дьявольскими силами, наперекор оркестру, рассыпаясь пассажами у рояля. И так он писал, думал, пока не понял, что это не что иное, как Петрушка — известный кукольный образ, несчастный герой всех ярмарок и уличных представлений.

Стравинский и Дягилев к тому времени уже плотно дружили, поэтому композитор поспешил показать товарищу свою новую задумку. Импресарио с восторгом принял это новое творение, предложив сделать новый балет для "Русских сезонов". К работе подключили Александра Бенуа, художника, который уже не раз оформлял постановки "Сезонов", только в этот раз он не просто создавал костюмы и декорации, но и подключился к написанию сценария балета. 

Сюжет этого балета кажется простым. Три куклы, Петрушка, Балерина и Арап, выступают на уличной ярмарке в балагане Фокусника. Тот играет на дудочке, и под волшебными звуками все трое будто оживают. Петрушка чувствует себя несчастным, ведь он некрасивый, неловкий, над ним все смеются. Единственная отрада в его жизни — Балерина, в которую он безумно влюблен. У Стравинского Петрушка — не просто шут, он практически испытывает человеческие чувства, так же в них путается и так же, как и люди, может быть ослеплен эмоциями. Вот почему он в порыве ревности накидывается на Арапа, когда глупенькая Балерина пытается его очаровать. 

' YouTube / Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД'

В конце балета Арап отрубит Петрушке голову, и завороженная толпа испугается: все уже было поверили, что это — живые люди. Но Фокусник успокаивает народ: он поднимает безжизненное тело куклы и показывает — вот, внутри лишь опилки. Люди снова начинают веселиться, но над всем этим балаганом внезапно появляется смеющийся образ Петрушки, озорной и живой, никем не понятый и всеми униженный. Невиновный, несправедливо убитый Петрушка тут приобретает даже какой-то зловещий образ торжества духа над бездушной толпой. 

"Петрушка" — особенный балет в истории русской музыки. Стравинский написал очень сложную оркестровую партию (точно так же, как и в "Весне священной", но об этом чуть позже), взяться за которую сможет не каждый театральный коллектив. Да еще и в оркестровую яму придется посадить очень хорошего и талантливого пианиста — партия там совсем не просто аккомпанирующая, рояль играет одну из главных, ключевых ролей в создании образов на сцене. Музыка эта очень полюбилась не только ценителям, но и широкому зрителю. И конечно, роли Петрушки и Балерины стали важными в карьере Вацлава Нижинского, Тамары Карсавиной (которая безумно любила эту партию и танцевала ее до самого конца), Рудольфа Нуреева и многих других прославленных танцовщиков. 

"Весна священная" 

1911

"Весна священная" — ключевая точка в истории русского балета. Еще когда Стравинский работал над "Жар-птицей", у него в голове возникали образы архаических языческих ритуалов, где старцы приносят в жертву богу весны молодую девушку, а та в свою очередь исполняет предсмертный танец. Это и стало основой нового балета и главным сюжетом. 

Лишь после премьеры "Петрушки" Стравинский смог вернуться к этой задумке. Дягилев предложил композитору в качестве хореографа Нижинского, с котором тот уже успешно сотрудничал на "Русских сезонах". Талантливый, можно даже сказать, гениальный танцовщик с удовольствием приступил к работе. "Весна священная" стала важной точкой в его карьере, ведь именно там артист впервые отказался от многих классических движений и традиционных для балета па. 

Read more!

Самая важная вещь в "Весне" — ритм. Ему Стравинский уделял огромное внимание. Если вы прислушаетесь, вы можете услышать несколько мелодических мотивов, которые гармонично варьируются и развиваются, но основной триггер движения музыки — ритм, очень сложный, непростой для исполнения, с разными смещениями сильных долей, сложной полиритмией, непростым и непредсказуемым распределением между инструментами оркестра. И именно благодаря такому новаторству в партитуре Стравинский как бы ломает все прежние традиционные установки для музыки этого жанра и дает возможность Нижинскому создать абсолютно новую, авангардную хореографию. 

Кроме того, это необходимо было для создания того страшного архаического образа, который если и не вызывает хтонический ужас перед неизбежными и неостанавливаемыми силами природы, то точно граничит с этим ощущением. И такое решение — логичное. Если задуматься, ударные музыкальные инструменты, пожалуй, — одни из самых первых, что появились в истории человечества. А тут оркестр превращается в огромный многотембровый ударный инструмент со своими особенностями.   

"Свадебка" 

1923 

Как и "Весна", "Свадебка" — пропитанное русским духом произведение, которое вряд ли, как считал сам Стравинский, будет легко понятно западному человеку. В основе его лежат и русские народные песни, традиции, сказания, и даже фразы в духе "красный стол" (вы же понимаете, что это — не цвет скатерти). Это не совсем балет, хотя основа, безусловно, хореографическая. Но на сцене вы услышите и пение, и причитания, плачи (жанр народной песни), и выкрики. Так Стравинский рисует перед нами несколько картин традиционной русской свадьбы со всей ее красотой и иногда даже драматичностью. 

"Свадебка" завершает так называемый русский период творчества Стравинского. Эту партитуру он посвящает теперь уже своему близкому другу Дягилеву, с которым все это время не терял контакт, продолжал работать и жить рука об руку. 

Read more!

Премьера даже для "Русских сезонов", которые каждый раз поражали сознание западного зрителя, стала особенной. От пышных декораций и костюмов отказались — теперь на артистах белые рубашки и платья, такая простота будничной жизни. Из декораций — четыре рояля по углам сцены. Вообще Стравинский хотел, чтобы и хор, и певцы, и ударные были подняты из оркестровой ямы, но это оказалось невозможным: пришлось согласиться лишь на рояли. Главных героев тут нет. То один артист, то другой становится солистом, выполняя ту или иную роль — жениха, невесты, свата, дружки, матери. Поэтому и одеты они поначалу все более-менее одинаково. 

Хореографом стала Бронислава Нижинская — сестра известного танцовщика. Она была ошеломлена, услышав музыку, но балет тут же родился у нее в голове. Ритм, который так же, как и в "Весне", играет тут ключевую роль, подстегнул ее, и на основе этого она стала выстраивать свой балет. Как и Стравинский, она отказывается от главных ролей, сосредотачивая внимание на кордебалете как едином целом. Суровая, но чувственная музыка "Свадебки" не на одно десятилетие станет эталоном для многих композиторов —последователей Стравинского.  

Читать на tass.ru