23 ИЮН, 13:50

От приюта к большой сцене. Любовь и грусть песен Юрия Шатунова

Юрий Шатунов

Артист скончался в возрасте 48 лет

Считается, что группа "Ласковый май" — это первый бойз-бэнд СССР. Группа была безумно популярна в свое время, коллектив давал порою по 40 концертов в месяц (а иногда эта цифра переваливала за сотню), по несколько концертов каждый день. Такое сейчас, пожалуй, не снилось ни одной топовой поп-группе. И главной звездой, всеобщим любимчиком был, конечно, Юра Шатунов — первый солист, подаривший свой голос главным хитам группы. 
 
Его родители развелись, когда ему было три года, и воспитание мальчика взяла на себя мама будущего артиста. Когда же Юре было 11 лет, из жизни ушла и она. Его взяла на воспитание тетя, но мальчик часто убегал из дома и бродяжничал. В 1985 году его было решено поместить в приют-интернат. Кто бы знал, что это, казалось бы, мучительное и печальное событие станет для него золотым билетом в мир шоу-бизнеса.  

Cамая, пожалуй, популярная песня "Белые розы", безусловный хит группы "Ласковый май", была написана Сергеем Кузнецовым, основателем коллектива. Сам автор как-то признавался, что написал эту композицию за 15 минут, проснувшись утром после вечеринки. В то время он находился в поиске исполнителя для своих песен, и судьба свела его с Юрием Шатуновым. Будущий артист тогда жил в оренбургском детском доме-интернате, а Кузнецов был там руководителем музыкального кружка. Услышав, как поет Шатунов, сонграйтер понял: вот тот исполнитель, которого он искал. 

Read more!

Розы тут аллегория для одиноких людей. Они, как и эти нежные цветы, требуют заботы, тепла и ухода. Но так случается, что их бросают на холодном окне и они чахнут, увядают, погибают (в метафорическом смысле). Можно провести и другую интересную аналогию — с брошенными в детских домах ребятами. У них, как и у роз, есть шипы — однажды преданные, они уже не будут столько доверчивы и наивны, не будут так легко открываться окружающим, как могли бы. Но, несмотря на это, при должной заботе и поддержке из них могут вырасти прекрасные цветы, которые будут радовать глаз. 

"Вспомни май"

2001
 
В тот год это был один из главных релизов в мире нашей поп-музыки. Еще бы, экс-солист суперпопулярной группы наконец-то предстал как самостоятельный артист. Мало того — еще и как композитор, и как поэт. Многие с предвкушением ждали этого события, гадая, что же Шатунов приготовил интересного на этой пластинке. 

Read more!

Настроение треков Шатунова осталось все таким же ностальгирующим и пронизанным тоской — музыкант продолжает все так же нежно и трепетно грустить о любви. Конечно, в основном на этом альбоме преобладают минорные, меланхоличные нотки, но в этом нет ничего плохого. Шатунов изящно рассказывает о своих чувствах и красиво обволакивает слова в тонко подобранные мелодии. Он, как оказалось, становился настоящим мастером поп-баллад, не поддаваясь искушению написать какой-то пустоватый танцевальный трек, который раз-два может прозвучать на вечеринке. Песни с этого альбома многие слушали множество раз — настолько созвучны они были для слушателей. 

"Если хочешь… не бойся"

2004
 
Это четвертый сольный альбом, который выпустил Шатунов, после того как покинул группу "Ласковый май" в 1991 году. В его создании, особенно текстов, ему помогал все тот же Сергей Кузнецов, но большую часть музыки и аранжировки написал Шатунов сам, что, конечно, очень ценно для поп-проекта. Сам Шатунов пытался осовременить свои композиции, но публика, к сожалению, плохо принимала эксперименты экс-солиста "Ласкового мая" и предсказуемо воспринимала его лишь как исполнителя "Белых роз", желая слышать лишь похожего типа хиты. 

Read more!

Но певец уверенно хотел делать что-то свое, вкладывать в музыку собственные эмоции. Удивительно, но голос его к тому моменту совершенно не изменился. Шатунову было уже 30 лет, но звучал он так же молодо, как и 15 лет назад. А вот в плане музыки он оставался верен звучанию, на котором вырос, используя все те же синтезаторы и приемы, что были популярны в конце 80-х и в начале 90-х. Благодаря стихам Кузнецова, которые очень просты для понимания, но красивы по наполнению, песни сразу западали в душу и слушались очень легко. 

"Я верю…"

2012
 
У звезд-подростков есть такая ловушка: они пишут музыку для своей аудитории (и младше). Потом они вырастают, продолжают выступать, их аудитория тоже растет, и многие начинают слушать что-то другое. И тут у каждого артиста есть два варианта: попытаться вписаться в новые тренды или следовать своему пути, уповая на ностальгию у своих фанатов. Какой из них более выигрышный — каждый решает сам, но, как показало время, в нашей стране лучше придерживаться второго пути. Новые стили уже состоявшихся артистов оказываются ни к лицу, а сами они выглядят порою смешно, пытаясь угнаться за молодняком. 

Read more!

Наверное, Шатунов все это понимал, поэтому даже спустя десятилетия не отказался от собственного пути, от своего стиля. Он всегда оставался верен той музыке, с которой познакомился во время работы в "Ласковом мае", и оставался ей предан до самого своего последнего трека. "Я верю…" — самый, пожалуй, летний альбом, об этом говорят и названия песен. Весь он пронизан легкостью и свежестью и в музыке, и в текстах. Выделяется лишь баллада "Отпусти меня", где музыкант грустит о боли, что не проходит, и что от прошлого не так просто сбежать, как кажется. Но тем не менее рядом с типичными для Шатунова меланхоличными композициями он встраивает и жизнерадостные позитивные треки, как, например, "А лето цвета" или "Привет". 

"Не молчи"

2018 

Шатунов из всех "Ласковых" был самым популярным участником, ведь именно он исполнял главные хиты группы. И к слову, довольно успешно запустил и разворачивал свою сольную карьеру. Даже несмотря на то, что он не поддавался современным трендам и выпускал альбомы, которые казались ужасно неактуальными. Особенно в плане музыки. Но, надо признать, работал он в своем стиле, которой у него уже выработался, и делал это довольно качественно. А зачем гнаться за трендами, когда ты уже делаешь хорошо что-то свое, причем искренне и с любовью? 

Read more!

Как это часто бывает с теми, кто стал популярен в подростковом возрасте, публике нравятся в основном эти юные хиты. Но Шатунов не шел на поводу у моды и писал песни, созвучные его уже зрелому возрасту. Перед выходом этого альбома он обещал совершенно новый звук и не обманул. Прямо с порога слушателя ждет трек "С днем рождения", который разливается залихватской гармошкой, чего раньше в творчестве певца замечено не было. Так 40-летний на тот момент Шатунов с удивительной точностью передает атмосферу всех этих посиделок и домашнего веселья, видимо, не чуждого и ему самому. И сам Шатунов здесь совершенно взрослый — нет тут ни хитов из 80-х, ни того детского наивного голоска. И фанаты снова полюбили его, уже такого взрослого и серьезного. 

Читать на tass.ru