Театр "Геликон-опера" представил обновленную "Аиду" Верди
Нынешняя постановка по масштабу значительно отличается от той, что видели зрители 22 года назад
МОСКВА, 28 июня. /ТАСС/. Опера "Аида" Джузеппе Верди вернулась на сцену московского театра "Геликон-опера". Нынешняя постановка по масштабу значительно отличается от той, что видели зрители 22 года назад, рассказал журналистам художественный руководитель театра и режиссер спектакля Дмитрий Бертман.
Он напомнил, что постановка 1996 года существовала в другом, меньшем по размеру пространстве и была "актом вандализма над оперным искусством", как пошутил Бертман. "Все приходили смотреть, как мы "истязаем" оперу "Аида" Верди, которую поют всегда большие певцы, где на сцену выходят верблюды, слоны. При этом спектакль был одним из самых популярных в Москве, мы его показали в 12 странах мира и на Зальцбургском фестивале", - рассказал режиссер.
"Когда мы переехали в это здание, мы понимали, что тот спектакль мы играть не можем, потому что он очень маленький, - продолжил худрук. - А наша сцена сегодня такая оснащенная, что мы еще три года назад поставили в план оперу "Аида".
Музыкальный руководитель постановки, главный дирижер театра Валерий Кирьянов был участником первой постановки "Геликона". "Аида" - замечательная опера, я ее знаю и люблю очень давно. В спектакле 1996 года я участвовал в качестве артиста хора, пел партию жрецов", - вспомнил он.
Ноты для увертюры
В постановке звучит увертюра, ноты которой геликоновцы искали через друзей по всей Италии, их прислали в Москву из дома Верди. "Эта увертюра исполняется в уникальном энергетическом материале", - подчеркнул Бертман.
Для эстонского скульптора Тауно Кангро, работы которого украшают Таллин, это первый опыт в оперном театре. "Еще никогда оперу не делали в скульптурной декорации", - заметил Бертман. Соавтором Кангро стал заместитель худрука "Геликона" Ростислав Протасов. "Я сразу понял, что это большой вызов, и чуть-чуть боялся. Но благодаря помощи Ростислава мы это сделали, - поделился Кангро. - Я могу рубить большой камень под 20 тонн, но здесь по-другому: надо было делать легко, быстро и в больших объемах - скульптуры достигают пяти метров".
"Еще очень интересно, что на самые безумные, абсурдные идеи Дима сразу говорил: "Да, делаем". Например, сцена "под водой", - рассказал художник, предупредив, что зрители не намокнут. Смелость и увлеченность геликоновцев подтвердила и Ника Велегжанинова, создавшая костюмы для спектакля. "Уникальный театр, потому что здесь нет ни одного равнодушного человека, нет слов "нельзя", "невозможно". Есть, конечно, недоумение на лице "что эта безумная женщина от нас просит в час ночи?", но на следующий день ты видишь, что все воодушевленно делают то, что тебе примерещилось", - сказала художница.
Постановщики экспериментировали в "Аиде" даже со светом. "Впервые в истории вы увидите дуэт тенора со светом", - заинтриговал Бертман. "Одним из основных терминов в музыкальном спектакле является "партитура". "Партитура" стала и нашим, световым словом. Получается, я тоже играю партию, только ее не слышно, а видно", - отметил художник по свету Денис Солнцев, для которого это первая совместная с "Геликоном" работа.
Бертман приготовил сразу четыре состава исполнителей. Первый показ доверили Елене Михайленко (Аида), Ивану Гынгазову (Радамес), Ксении Вязниковой (Амнерис), Алексею Тихомирову (Рамфис), Алексею Исаеву (Амонасро), Григорию Соловьеву (Царь Египта). Зрители не жалели для них аплодисменты.
Премьерная серия продолжится с 29 июня по 1 июля, а также 5-9 июля. К показам в фойе театра открылась выставка "Сокровище Нила", на которой представлены высокоточные копии скульптурного портрета царицы Нефертити и головы священной кошки, издания по искусству и культуре Древнего Египта, клавир фрагмента оперы "Аида", а также картины художницы с египетскими корнями Галлы Абдель Фаттах. "Мне кажется очень важным, чтобы фойе театра было не местом отдыха, а продолжением спектакля", - заметил Бертман.
"Аида"
Опера Верди "Аида", мировая премьера которой состоялась в 1871 году, была написана по заказу египетского хедива Исмаила-паши для Каирского оперного театра, строительство которого было приурочено к открытию Суэцкого канала. Действие происходит во времена владычества фараонов. В центре сюжета - трагическая любовь предводителя египетских войск Радамеса и рабыни Аиды, дочери эфиопского царя, с войсками которого сражаются египтяне.