Российский режиссер Алексей Федорченко получил почетную награду Римского кинофестиваля
Торжественная церемония состоялась в среду вечером перед премьерой новой ленты "Ангелы революции"
РИМ, 23 октября. /Корр.ТАСС Вера Щербакова/. Российскому режиссеру Алексею Федорченко вручили статуэтку "Марка Аврелия будущего" на 9-м Римском кинофестивале.
Торжественная церемония состоялась в среду вечером перед премьерой его новой ленты "Ангелы революции" в основной программе "Кино сегодня". В этом году из-за отсутствия профессионального жюри фильмы-участники этой секции оцениваются публикой, которая в ходе интерактивного голосования выберет победителя.
Художественный руководитель смотра, известный кинокритик и киновед Марко Мюллер считает тем ценнее почетные призы, присужденные на фестивале. "Мы впервые вручаем такую премию, но нам казалось так естественно отметить режиссера, который по праву может считаться режиссером будущего за свой самобытный стиль киноязыка", - сказал Мюллер.
Именно Мюллер и его консультант по кино России и стран СНГ Алена Шумакова открыли имя Федорченко европейскому зрителю. Со своей первой полнометражной картиной "Первые на Луне", снятом в документальной манере повествовании о вымышленной попытке полета на Луну в СССР в 1930-х годах, он участвовал в 2006 году в Венецианском кинофестивале, когда смотр возглавлял Мюллер. Эта работа была сразу удостоена приза как лучший фильм секции "Горизонты". Затем Федорченко привозил в Венецию "Овсянки", а два года назад уже в Риме представлял "Небесных жен луговых мари".
Новая картина мастера - о Казымском восстании коренных жителей приобской тундры - хантов и ненцев - против советской власти. Об этом эпизоде истории середины 1930-х годов до сих пор было мало известно. Федорченко, уроженец Екатеринбурга, специально работал в институте финно-угроведения, где собрал материал, на основе которого написал сценарий.
По словам режиссера, его фильм не об идеологии и не о политике, и, соответственно, автор не принимает ничью сторону в этом конфликте. "У меня не было задачи показать идеологическую подоплеку Казымского восстания, а только человеческую. У меня нет отрицательных героев, они все положительные, просто они оказались в тяжелое время между двумя цивилизациями", - рассказал режиссер в интервью корр. ТАСС.
В его фильме процесс перелома традиционного племенного устоя жизни и перемен в целом показан через призму личных историй, глубоких верований и убеждений как восставших хантов и ненцев, так и направленных в тайгу на их образование "художников". Как пояснил автор, пять главных персонажей - это собирательные образы более 400 художников и творцов советского авангарда - живописцев, музыкантов, кинематографистов, архитекторов.
"В этом фильме нет мистики, все основано на реальных событиях, которые порой более удивительны, чем любая фантазия", - сказал Федорченко, пояснив, что все съемки проходили в Ханты-Мансийске, в местах, где и происходили реальные события. "Задача была избежать штампов и показать эти народы такими же людьми, как и герои с другой стороны - просвещенные художники, с которых я тоже попытался снять привычные революционные штампы", - сказал автор.