7 АВГ, 16:57

В архангельском музее открылась выставка кубовой набойки Русского Севера

В экспозицию вошли одежда и предметы быта конца XIX - начала XX века

АРХАНГЕЛЬСК, 7 августа. /ТАСС/. Выставка "На свой манер…", посвященная кубовой набойке Русского Севера, открылась в воскресенье в музее под открытым небом "Малые Корелы" под Архангельском. Как рассказала ТАСС заведующая научно-экспозиционным отделом Светлана Никитинская, представлено около 80 образцов набойки из собрания музея, 30 набойных досок и другие экспонаты, связанные с этим ремеслом.

"Мы открываем выставку, посвященную кубовой набойке. В собрании музея около 100 изделий с применением техники кубовой набойки, на выставке представлено порядка 80 предметов. Это набойка из Олонецкой, Вологодской, разных районов Архангельской области конца XIX - начала XX века. В коллекции музея 40 единиц набойных досок, на выставке представлено 30", - сказала Никитинская.

Куратор выставки выбрала наиболее интересные предметы, чтобы показать разнообразие применения набойки. Это сарафаны, женские рубахи, нижние юбки, фартуки, мужские рубахи, промысловая одежда. "На выставке из промысловой одежды представлена, например, очень интересная маличная рубаха. Кроме того, наши крестьяне украшали скатерти, наволочки, покрывала. Этот предметный ряд мы старались показать, не ограничиваясь костюмами, а показываем еще предметы, которыми они украшали свой быт", - пояснила она.

Кубовая набойка - это способ окрашивания тканей и нанесения узоров. Окрашивание обычно делали в чане, который имел форму куба, отсюда и название. Красили ткани в синий цвет красителем индиго. В Архангельск технология попала из Западной Европы. "Изначально кубовой набойкой в России занимались профессиональные иконописцы-стравщики, те люди, которые расписывали иконы и храмовые фрески растительной вязью. И в изделиях северных крестьян преобладают эти растительные орнаменты", - отметила собеседница агентства.

На ткани наносили цветы, листья, переплетающиеся ветви с крупными и мелкими цветочками. На некоторых набойках были изображены птицы. Набойная доска с фантастическими птицами-павами представлена на выставке, это очень редкий экземпляр. На ткани для мужской одежды и наволочек наносили геометрические узоры. Поверх обычной набойки иногда делали так называемую верховую - точечные мазки масляной краской. Такие изделия называли троекрашеными. На выставке представлены двусторонние доски для верховой набойки конца XVII - начала XVIII веков, они значительно больше обычных.

Название выставки имеет двойное значение: раньше набойные доски назывались манерами, кроме того, все изделия были разными, каждый, к примеру, сарафан был сделан "на свой манер". У каждой доски было свое предназначение, для одного предметы одежды или быта мастера использовали несколько разных манер.

Возрождение набойки

Кубовую набойку в России полностью утратили к 1930 году, ткани перестали красить вручную. В начале XXI века ее стала возрождать народный мастер из Каргополя Архангельской Елена Дикова. На выставке представили ее образцы набойки. Кроме того, она консультировала авторов выставки и помогла атрибутировать музейную коллекцию набойных досок.

В середине выставочного зала представили интерьер красильни и те предметы, которые использовались, например баран, на который наматывалась ткань. Традиционно красильня занимала два помещения: в одном располагались большие столы с холстами, в другом - чан с красителем.

Также на выставке представили коллекцию архангельского модельера Николая Терюхина "Душа", она выполнена из старинных набойных тканей. На открытии Терюхин представил коллекцию "Синие ночи Кенозерья". "И два комплекта из коллекции показаны на выставке. Здесь использована уже современная авторская набойка, интересные узоры с комарами, рыбами и львами", - добавила Никитинская.

На выставке будут проходить мастер-классы по верховой набойке, выставка продлится до начала декабря.

Читать на tass.ru
Теги