В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка "Выезд из СССР разрешить"
В экспозицию должны были войти российская и греческая части разъединенной коллекции авангарда Георгия Костаки, но музей в Салониках не смог предоставить свои экспонаты
МОСКВА, 12 ноября. /ТАСС/. На выставке "Выезд из СССР разрешить", открывающейся в Третьяковской галерее на Крымском валу, представят российскую часть собрания советского коллекционера греческого происхождения Георгия Костаки (1913-1990).
Что представлено на выставке
Зритель, попадая в экспозицию, будто бы оказывается в квартире Костаки на проспекте Вернадского. В разные годы там бывали Игорь Стравинский, Марк Шагал, Анджей Вайда, Святослав Рихтер и представители советского неофициального искусства, художники нонконформисты. Благодаря Костаки у них была возможность видеть работы своих предшественников: авангард многие годы был под запретом для показа в публичных пространствах.
На выставке в Третьяковке, в частности, можно увидеть картину Владимира Вейсберга "Тарелки", яркую по сравнению с его более поздними, известными как "белое на белом", полотнами, а также графику Анатолия Зверева. Значительную часть своих работ художник создал в доме Костаки. Сейчас в Москве строится его музей.
Почему греческая сторона отказалась предоставить экспонаты
В 2013 году анонсировалось, что на выставке в Москве временно воссоединится коллекция Костаки, разделенная в конце 1970-х между Россией и Грецией после его вынужденного отъезда на родину предков. Однако, как говорится в официальном сообщении Третьяковской галереи, по "независящим от ГТГ причинам произведения из Музея современного искусства в Салониках не представляется возможным продемонстрировать на выставке".
Как объяснила директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева, первоначально проведение выставки планировалось в 2013 году к 100-летию Костаки, благодаря дару которого главный в стране музей национального искусства приобрел коллекцию авангарда с картинами Малевича, Кандинского, Шагала. Однако музейщики договорились провести ее в 2014 году, который стал перекрестным Годом культур России и Греции. Позже стало известно, что для наилучшей организации было решено перенести его на два года - вслед за этим, по словам Лебедевой, греческая сторона попросила еще раз отложить выставку. "Мы не могли больше сдвигать сроки. Мы, вероятно, не будем ничего уже повторять - это нереально по музейному плану", - сказала директор Третьяковской галереи. Тем не менее основная идея выставки - показать личность, которая стояла за приобретением произведений искусства, - осталась прежней.
Сам коллекционер признавался, что ему как рядовому сотруднику посольства было непросто развивать свое собрание икон, авангарда и неофициального искусства. Поэтому порой что-то приходилось продавать.
Как коллекция Костаки оказалась в Третьяковке
Активность Костаки в плане собирательства со временем привела к охлаждению отношений с властью, к тому же ухудшилось здоровье, и коллекционер был вынужден принять решение о выезде за рубеж. При этом он официально предложил передать советскому правительству в дар значительную часть своего собрания и лично помог специалистам отобрать лучшие произведения. Часть работ он забрал с собой, остальные вещи были приобретены правительством Греции для Музея современного искусства в Салониках.
"С одной стороны, можно было бы говорить о том, что это была вынужденная мера, с другой, нужно иметь в виду, что Костаки был уникальный, умный человек, который прекрасно понимал, что, поступив в национальный музей, это останется в истории, частью которой он станет сам", - сказала Лебедева. Об этом говорит и тот факт, что Костаки предлагал еще министру культуры СССР Екатерине Фурцевой создать музей современного искусства, основой которого могла стать его коллекция. По сути, он хотел легализовать подпольные в те времена авангард и неофициальных художников. Благодаря Костаки собрание Третьяковской галереи пополнилось 142 картинами и почти 700 графическими работами. По словам Лебедевой, значение дара коллекционера переоценить невозможно - без него Третьяковская галерея попросту не смогла бы показать историю русского авангарда.
"Первая часть нашей коллекции авангарда поступила к нам после расформирования Музея живописной культуры в 1920-х годах, в ней было много лакун. Только ее соединение с коллекцией Костаки позволило нам в полном объеме показывать авангард, который стал сейчас мировым брендом России", - рассказала Лебедева, один из крупнейших российских специалистов по этому направлению в искусстве.
Среди поступивших вещей - "Портрет Матюшина" Казимира Малевича, "Симфония Шостаковича" Павла Филонова, "Красная площадь" Василия Кандинского. Эти картины также представлены на выставке, равно как и редкие ранние произведения художников с реалистическими пейзажами и портретами. Впервые для публики раскрыты обороты двусторонних работ Александра Родченко ("Сюрреалистическая абстракция", 1943; "Борцы", 1935-1938) и Ивана Клюна ("Автопортрет, 1909-1910; "Супрематическая композиция", 1910-е).
Масштабная экспозиция, в которую включены переданные в Музей Рублева иконы и коллекция народных игрушек из музея-заповедника "Царицыно", дополнена собственными художественными опытами Костаки. По словам его дочери Наталии Костаки, он настолько привык находиться среди живописи, что не выносил пустых стен и начал писать сам, пока ждал прибытия картин в Грецию. Судя по сюжетам собственных работ, скучал он не только по тем картинам - из раза в раз на них повторяется мотив российской глубинки с покосившимися от времени домами и церквями. Выставка "Выезд из СССР разрешить" продолжит свою работу до 8 февраля.