9 ОКТ, 17:21

Любви все возрасты покорны. Премьера "Старомодной комедии" Арбузова в "Ленкоме"

Олеся Железняк и Игорь Бочкин во время пресс-показа спектакля "Старомодная комедия"

Театральный и музыкальный критик, заместитель главного редактора журнала "Театральная афиша столицы" Ольга Романцова о состоявшейся накануне премьере спектакля "Старомодная комедия" по пьесе драматурга Алексея Арбузова

"Мне еще нет 80 лет…", — кокетливо говорит актриса Олеся Железняк, блестяще сыгравшая Лидию Васильевну Жербер — одну из главных ролей в спектакле "Старомодная комедия", премьера которого состоялась в театре "Ленком Марка Захарова" восьмого октября. Зрители в ответ смеются и аплодируют. Многие из них специально пришли посмотреть на Олесю Железняк в новой роли.

Четвертая премьера Олеси Железняк и дебют Игоря Бочкина в "Ленкоме"

Талантливая актриса, которую раньше гораздо чаще можно было увидеть в антрепризных постановках, чем на сцене родного театра, за последние два года сыграла в четырех премьерах "Ленкома". Предыдущую — "Последний поезд" — показали сразу после открытия сезона в самом начале сентября. 47-летняя Железняк играет в этих постановках матерей и женщин преклонного возраста. Но это не расстраивает актрису. Еще в театральном институте ей все время доставались возрастные героини. На вторую главную роль Родиона Николаевича приглашен актер Игорь Бочкин, известный любителям сериалов по проектам "Челночницы", "Рокировка" и "Склифосовский". Бочкин, раньше игравший в спектаклях Самгина и в репертуарном театре, и в антрепризе, на сцене "Ленкома" — дебютант, правда, с огромным опытом. Актеры познакомились только в мае нынешнего года, но легко нашли общий язык.​

Директор нового проекта (и директор "Ленкома") Марк Варшавер собрал для "Старомодной комедии" очень интересную команду. Режиссер спектакля Роман Самгин — один из редких в отечественном театре и кино специалист по постановке комедий и вообще комедийному жанру. Кроме того, Самгин ученик Марка Захарова (а у него, как известно, и с юмором, и с иронией всегда было все в порядке), он начинал свою творческую жизнь в "Ленкоме", не так давно поставил там спектакль "Под одной крышей", где играла Олеся Железняк, не раз с ней работал и в театре, и в антрепризе. Художник-постановщик "Старомодной комедии" — давний соавтор Самгина Виктор Шилькрот, участник российских и международных выставок театрально-декорационного искусства и лауреат премии "Золотая Маска". 

"Старомодная комедия" — пьеса для двоих. Она рассказывает о взаимоотношениях двух немолодых людей, случайно встретившихся в санатории на Рижском взморье, — главврача Родиона Николаевича и его эксцентричной пациентки Лидии Васильевны, которая по ночам читает стихи, поет и под утро вылезает из окна, чтобы посмотреть рассвет на море. И о том, как их взаимная симпатия постепенно перерастает в любовь. 

Назад в 60-е

Одна из самых популярных в советское время пьес Арбузова "Старомодная комедия" показалась Самгину созвучной нынешнему времени. Однако перед режиссером и художником стояла непростая задача. "Старомодная комедия" (1975), как и все пьесы Арбузова, в отличие от трагедий и комедий Шекспира и комедий Мольера, действие которых легко переносится в современность, сильно связана с бытовыми деталями и реалиями того времени. Но с этой задачей постановочная команда успешно справилась. Арбузовский текст немного почистили и подсократили, но большинство подробностей оставили: например, то, что Родион Николаевич воевал и в Гражданскую, и в Великую Отечественную (правда, эту реплику Бочкина зрители встречают недоверчивым смешком), а сын Лидии Васильевны погиб в 1945 году под Кенигсбергом. Лидия Васильевна носит вязаные шали, модные в конце 60-х, и поет "Голубку" — песню, появившуюся в СССР после Великой Отечественной войны. 

Совершить путешествие в прошлое помогает пара, названная в программке "Молодые люди" (Дмитрий Мальцев и Роман Рахимов), — поэтому в спектакле не два, а четыре героя. В самом начале они появляются на сцене в прозрачных пластиковых куртках и белых перчатках, словно ученые, затеявшие необычный эксперимент. И во время действия помогают героям: если надо, прокатят на старинном мотороллере Лидию Васильевну или подыграют на гитаре запевшему Родиону Николаевичу. Декорация Виктора Шилькрота напоминает стеклянные вестибюли советских санаториев (на втором этаже, как в музее, выставлены фигуры в костюмах эпохи 1970-х). В центре сцены три сосновых ствола. В картине, где герои выходят из Домского собора, стволы сдвигаются, как бы превращаясь в органные трубы, а стекла вестибюля подсвечиваются, напоминая соборные витражи.

Психологическая ткань

Лидии Васильевне Жербер, которую играет Олеся Железняк, в пьесе 68 лет. Но возраст героини актрисе не помеха в отличие от той, для кого изначально создавалась эта роль. Речь о Марии Бабановой, которая из-за особого склада характера не принимала старости и с трудом могла играть возрастных персонажей. Олеся Железняк в этой роли помимо искренности, обаяния и особой душевной трепетности демонстрирует чудеса мгновенного переодевания, успевая в короткие промежутки между картинами с ловкостью эксцентрика надеть новое платье, и в каждой появляется в новом (художник по костюмам Ирэна Белоусова). Поначалу грубоватая и нелепая в красном тренировочном костюме и красной шапке. Лидия Васильевна сменяет одеяние на платье с кричащим узором и экстравагантную красную чалму. Зато потом с каждой картиной становится все изящнее и элегантнее. 

Одно из главных достоинств спектакля — то, как режиссер психологически точно выстроил партитуру взаимоотношений между героями, и как тонко, словно музыканты-виртуозы, исполняют ее оба актера. Несмотря на то, что перед нами история любви, которая зачастую начинается по инициативе женщины, Лидия Васильевна Олеси Железняк вовсе не пытается соблазнить Родиона Николаевича, хоть и приятно удивляется, когда узнает, что этот импозантный мужчина абсолютно свободен (актриса в этот момент поворачивается к зрителям спиной, но ее реакция настолько выразительна, что вызывает понимающий смех зала). Как она переживает, не зная, понравятся ли Родиону Николаевичу ее бульон и котлетки, принесенные ему в больницу, и как облегченно вздыхает, увидев, что он ест с удовольствием. А он, выяснив, что муж, о котором постоянно говорит Лидия Васильевна, расстался с ней 10 лет назад, тут же приносит ей букет роз. И он, и она, ищут понимания, постепенно "оттаивают", их словесные пикировки становятся все мягче. А зрители, замирая, следят, как герои медленно сближаются, и их дружба перерастает в любовь. Они вовсе не собираются начинать жизнь "с чистого листа", оба будут трепетно хранить прошлое, при этом веря, что их ждет счастье. Потрясающее по своей глубине и одновременно яркости существование двух актеров на сцене заставляет зрителей от всего сердца переживать за судьбу двух немолодых людей. Наверное, потому, что над искренними чувствами время не властно.

Ольга Романцова

Читать на tass.ru
Теги