17 ОКТ, 08:21

На "ТЭФИ-KIDS" уверены, что премия отразит сразу несколько тенденций детского телевидения

Всего на конкурс в этом году поступило 143 федеральных и региональных проекта

МОСКВА, 17 октября. /ТАСС/. Имена лауреатов Российской национальной премии в области детского кино и телевидения "ТЭФИ-KIDS - 2022" будут объявлены в понедельник вечером в Москве. В этом году премия отражает сразу несколько тенденций современного детского телевидения: участие онлайн-платформ в создании проектов для младшей аудитории, а также возрождение культовых мультфильмов, рассказал ТАСС в понедельник президент премии, вице-президент Академии российского телевидения Александр Митрошенков.

"Практически все основные параметры качественного продукта отражены в номинациях премии: лучший анимационный фильм, лучший ведущий детской программы, лучший режиссер, лучшая музыка к детскому проекту или даже оформление программы или канала. Причем в этом году были представлены не только премьеры телевизионных каналов, но и новые работы онлайн-платформ "Окко", "Иви", "Премьер". Это более точно отражает веяние времени. Еще одна тенденция индустрии, которую мы сегодня наблюдаем, - возрождение утраченных и забытых культовых детских кинофильмов, таких как "Приключения Буратино", "Внимание, черепаха!", "Приключения желтого чемоданчика". Одну из таких премьер нам подарит "Союзмультфильм" уже в начале следующего года", - рассказал собеседник агентства.

Всего на конкурс в этом году поступило 143 федеральных и региональных проекта. К участию в конкурсе принимались работы, впервые вышедшие в эфир на онлайн-платформах или видеосервисах, а также в кинопрокат на территории субъектов РФ в период с 1 апреля 2021 по 1 апреля 2022 года. Победителей в 10 номинациях отбирали члены профессионального жюри: ведущие Александр Олешко, Юлия Барановская, Оксана Федорова и Вадим Такменев, главный редактор канала "Карусель" Татьяна Цыварева и директор телеканала "СТС Kids" Лев Макаров, дирижер, народный артист СССР Юрий Башмет и композитор Виктор Дробыш, а также книгоиздатель, продюсер и медиаменеджер Владимир Григорьев, член Академии российского телевидения, художественный руководитель программы "АБВГДейка" Татьяна Черняева и вице-президент телекомпании "Класс" Юлия Артемьева. Церемония награждения лауреатов второй год проходит при поддержке Сбера.

Каким было детское телевидение 20 лет назад

Изначально идея создания премии, которая отражала бы тенденции индустрии и отмечала наиболее успешные проекты, возникла на фоне бурного развития детского контента. Но еще 20 лет назад ситуация на детском телевидении обстояла совсем иначе, отметил Митрошенков в беседе с ТАСС.

"20 лет назад мы фактически потеряли наше детское телевидение. Первый серьезный удар был нанесен законом о запрете рекламы в детских передачах, который тогда приняла Госдума. Казалось бы, разумное решение: идет красивый мультфильм, например, "Ну, погоди!", и вдруг прерывается рекламой. Мешает детям? Да, давайте рекламу уберем. Но в конце 90-х и начале 2000-х телевидение существовало в основном на деньги от рекламы. Передачи, где реклама не размещалась, были убыточны для каналов, и их просто убрали из эфира. Так за один год наше телевидение осталось без детских передач", - сказал он.

При этом важность выхода детских программ именно на эфирных каналах была обусловлена тем, что они способны делать по-настоящему яркие качественные передачи. Например, "Спокойной ночи, малыши!" снимаются, как полноценный мультфильм: один эпизод занимает 15 секунд, а дальше необходимо переставить декорации, камеры и свет, чтобы снять еще 15 секунд будущей пятиминутной серии.

"Невозможно снять в один день 20 выпусков передачи. Съемочный день телепрограммы - это практически съемочный день большого кино. Или вспомнить масштабные телепроекты, где непосредственно участвовали дети: к примеру, "Зов джунглей", который вел замечательный ведущий Сергей Супонев. Это то, что нельзя сделать на коленке. И когда каналы перестали финансировать такие программы, наступило печальное время и для производителей всего детского контента и, конечно, для маленьких зрителей", - пояснил Митрошенков.

Отечественная анимация также переживала тяжелые времена. В 90-е появился практически единственный мультфильм - "Незнайка на Луне", продюсером которого был актер Алексей Гуськов. Каналы отказывались его показывать, однако решение нашлось: отснятый материал разрезали на части и поставили короткими эпизодами в программу "Спокойной ночи, малыши!". "Так и появился анимационный хит "Незнайка на Луне", полюбившийся миллионам мальчиков и девочек. И все же ни детские программы, ни детская анимация были никому не нужны. И как только возник вакуум, появились западные партнеры. Например, американское детское телешоу "Улица Сезам" идет во многих странах. Только нужно учитывать: создание программы финансирует государственный департамент США. Он продвигает совершенно другую ментальность, и дети воспитываются на тех принципах и подходах, которые соответствуют интересам США. Появление западных проектов на российском телевидении привело к постепенному вымыванию остатков наших национальных программ", - добавил собеседник агентства.

Кто спасал детский контент в России

Однако детское телевидение удалось спасти, и к этому подключились многие. По словам Митрошенкова, активное участие в "борьбе за детские умы и сердца" принимал генеральный директор канала "Россия-1" Антон Златопольский, который поддержал создание серии российских анимационных фильмов продюсера Сергея Сельянова, таких как "Иван Царевич и Серый волк", "Три богатыря", "Алеша Попович и Тугарин змей" и многих других. Со временем также появились и российские детские мультсериалы "Лунтик", "Смешарики", "Фиксики", а также популярный во многие странах мира "Маша и Медведь". Расширили зону вещания и "Спокойной ночи, малыши!", получив продолжение в виде утреннего шоу "С добрым утром, малыши!".

Детские фильмы и сериалы также стали получать поддержку со стороны Министерства культуры РФ. Важным этапом развития российской анимации стало возрождение киностудии "Союзмульфильм". "Это является огромной заслугой Юлианы Слащевой, которая вернула киностудии популярность и любовь зрителей. Появилось продолжение сериалов, которые бесконечно любят дети, например, "Простоквашино". В этот момент была важна поддержка Академии российского телевидения во главе с Этери Левиевой. Наше общество словно проснулось, все осознали: надо не жалеть сил и средств для воспитания и развития наших маленьких граждан. И результаты не заставили себя ждать: когда мы вручали первую премию "ТЭФИ-KIDS", я говорил, что канал "Карусель" попадет в пятерку лучших федеральных каналов. На меня смотрели, как на мечтателя. А сейчас возьмите любую семью, почти в каждом доме, где есть дети, работает телевизор и канал "Карусель". Скажу больше: года через три он войдет в тройку лучших федеральных каналов", - заключил президент премии.

Читать на tass.ru
Теги