На "Ленфильме" открылась выставка о жизни и творчестве кинорежиссера Динары Асановой
Над созданием экспозиции трудилась арт-группа Doping Pong, ранее курировавшая выставку "Виктор Цой. Путь героя" в московском Манеже
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 12 ноября. /ТАСС/. Выставка, посвященная советскому кинорежиссеру Динаре Асановой и ее фильмам, открылась в субботу на киностудии "Ленфильм". Как отмечают организаторы, проект исследует феномен универсальности и злободневности ее визуального алфавита, который остается актуальным и сейчас.
"Масштабная выставка "Динара Асанова - незнакомка" открывается в культурно-выставочном центре "Ленфильма". Одна из целей, которую ставят перед собой создатели выставки, - ознакомить широкую публику со всеми гранями таланта Асановой и ее наследием. Фильмы Динары Асановой - это классика советского кинематографа, в 70-е и 80-е годы прошлого века она рассказывала о жизни подростков так пронзительно и честно, как больше не делал никто", - рассказали в пресс-службе киностудии.
Выставка создана арт-группой Doping Pong - Анной Маугли и Дмитрием Мишениным, ранее курировавшими выставку "Виктор Цой. Путь героя" в московском Манеже. Часть работы над проектом проходила в архивах "Ленфильма". Художники "буквально прикоснулись к истории: перебирали монтажные листы, находили давно забытые фотоснимки, держали в руках сценарии, где когда-то сама Динара Асанова делала пометки", отметили на киностудии.
50 минут "Незнакомки" и цифровые картины
Одним из этапов подготовки к выставке стало знакомство авторов с людьми, которые творили вместе с режиссером. "От друзей и соратников Динары Асановой кураторы выставки узнали, как девушке из Киргизии удалось запечатлеть Ленинград трогательнее, чем любой ленинградский кинорежиссер, как Асанова вовлекала в кино все свое окружение, как привязывалась к любимым актерам", - рассказали на "Ленфильме".
В холле культурно-выставочного центра посетители увидят самые узнаваемые символы из картин режиссера, в том числе ударную установку, за которую так отчаянно боролся Муха из "Не болит голова у дятла".
Отдельный зал посвящен последнему фильму Асановой "Незнакомка", который так и не был завершен. Зрители смогут увидеть около 50 минут оригинального материала, который был смонтирован более 30 лет назад и теперь станет доступен широкому зрителю. "Впервые на большом экране все желающие, а не только узкий круг ценителей, увидят уникальные кадры "Незнакомки", которые успела снять Асанова", - подчеркнули на киностудии.
В одном из залов представлены цифровые картины - переосмысленные образы из фильмов Асановой в стерео-варио формате. С помощью современной компьютерной живописи и лентикулярной печати оживают кадры из "Не болит голова у дятла" и сцены из фильма "Ключ без права передачи".
В пространстве "Таймлайн" посетители окажутся в атмосфере школьного класса и почувствуют себя школьниками, которые прогуливали уроки ради хорошего кино, где вместо географических или политических карт мира и таблицы Менделеева - фильмография Асановой, а вместо портретов ученых на стенах - фотографии актеров, работавших с ней, отметили на "Ленфильме".
"Картины режиссера навсегда запечатлели беззаботную, а иногда и такую мятежную юность. Именно поэтому организаторы выставки обращаются не только к поклонникам Динары, но и к новому поколению зрителей, для которых имя Динары Асановой почти не знакомо", - добавили на киностудии. Выставка будет работать по 15 января.
О режиссере
Динара Асанова родилась 24 октября 1942 года в Киргизской ССР. Начинала свой творческий путь ассистентом режиссера на киностудии "Киргизфильм" (1960-1962), снялась в фильмах "Девушка из Тянь-Шаня", "У каждого своя дорога". Работала в группе Ларисы Шепитько на фильме "Зной".
В 1968 году Асанова окончила режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. И. Ромма и А. Б. Столпера), защитила диплом в 1970 году. Дипломная работа - "Рудольфио" (по рассказу Валентина Распутина). С 1973 года - режиссер киностудии "Ленфильм". Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980).
Динара Асанова умерла на 43-м году жизни в 1985 году во время съемок фильма "Незнакомка". Похоронена в Бишкеке.