Эксперт: для возрождения детского кино в стране нужна всероссийская база детей-актеров
По мнению кинорежиссера Александра Карпиловского, в России также нужно уделить особое внимание воспитанию режиссеров, способных снимать эмоциональные фильмы
КРАСНОЯРСК, 24 ноября. /ТАСС/. Создание всероссийской базы детей-актеров необходимо для возрождения детского кинематографа в России, заявил в четверг на форуме "Российская креативная неделя - Сибирь" кинорежиссер, художественный руководитель лаборатории детско-юношеского кино и сериалов Фонда поддержки регионального кинематографа Александр Карпиловский. Также он предложил уделить отдельное внимание воспитанию режиссеров, способных снимать эмоциональные фильмы, и устраивать конкурсы проектов сценариев, которые позволят находить действительно интересные темы для фильмов.
"В настоящее время детского кино у нас в нашей стране практически нет. Снимаются пять-шесть детских фильмов в год. Но все наши усилия [по возрождению детского кинематографа] бессмысленны, если у нас нет детей-артистов, которые могут играть. У нас огромная страна, много талантливых детей, но снимаются только дети Москвы и Санкт-Петербурга. У мальчика из Красноярска просто нет механизма, при котором он может попасть на кастинг. <…> Нужно создавать и поддерживать всероссийскую базу талантливых детей в кино, выделять на это средства", - сказал Карпиловский на сессии "Детско-юношеское кино. Перезагрузка".
Генеральный директор компании-дистрибьютора российского кино "Каропрокат" Алексей Рязанцев добавил, что отечественное детское кино осталось в Советском Союзе. "Сегодня все кинотеатры в основном в частных руках. Естественно, они отдавали предпочтение самым кассовым фильмам, отечественным доставались лишь крохи, - отметил он. - Сейчас происходит выздоровление. Зритель никуда не делся, но нужны сильные, прорывные картины, которые могли бы заменить Голливуд, который, думаю, ушел от нас надолго".
О необходимости снимать "эмоциональное" кино
По мнению Карпиловского, сейчас в России разучились снимать кино, которое способно затронуть зрителя. "Из нашего детского, да и не только детского, кино ушло самое главное - эмоциональное подключение к экрану. Наши режиссеры умеют развлекать, поучать и пугать, но дети скучают на фильмах", - сказал эксперт.
Он добавил, что именно из-за этого дети не хотят смотреть современные фильмы о Великой Отечественной войне. "Раньше кино про войну цепляло, а сейчас не цепляет. Наши режиссеры пытаются идти по пути аттракциона, какого-то экшена: много взрывов, много приключений, но фильмы превратились в комикс", - отметил эксперт.
По его словам, в результате дети отдают предпочтение иностранным фильмам. "Но эти фильмы при этом могут прославлять идеи фашизма, однополой любви - да какие угодно идеи. А если кино цепляет, то у детей возникает вопрос: "А кто сказал, что это плохо?", - отметил Карпиловский. - Здесь проходит серьезная линия обороны, и на сегодняшний день мы здесь проигрываем. Все наши вложения бессмысленны, если мы не научимся снимать кино, цепляющее за душу".
Для решения этой проблемы он предложил находить невостребованных сейчас режиссеров, которые умеют снимать такие фильмы. "Это определенное умение, не все это могут, не каждый чувствует. У нас выросло поколение режиссеров-рекламщиков, затем режиссеров-КВНщиков, сегодня их сменило поколение режиссеров-сериальщиков. А вот режиссеры, умеющие давать человеческую ноту, затерялись в лабиринтах коммерческого кинематографа".
Сейчас, отметил Карпиловский, профессию режиссера детского кино надо создавать заново. "В настоящий момент эта профессия находится на территории энтузиастов. Нужно поднимать престиж этой профессии. Нужно, чтобы был всероссийский фестиваль детского кино, который бы все это в себе аккумулировал, нужно создавать детскую кинопремию. А у нас на сегодня даже нет ни одной номинации детского кино", - считает режиссер.
Об отсутствии сценариев
Карпиловский добавил, что еще одной большой проблемой в российском кинематографе остается отсутствие интересных сценариев. "Сегодня система производства сценариев сформирована так, что хороший сценарий просто не может появиться. На создание сценария нужно время, деньги, которые никто не хочет вкладывать в то, что может еще никому и не понадобится, - отметил он. - У меня предложение к департаменту культуры - давайте мы будем устраивать конкурс не сценариев, а конкурс проектов. Тогда у нас уже на следующий год появится гораздо больше хороших сценариев, потому что люди будут тщательнее прорабатывать сценарии, которые изначально востребованы государством как генеральным заказчиком".
О форуме
Форум "Российская креативная неделя - Сибирь" проходит в Красноярске 24-25 ноября. Организаторами форума выступили ФГБУ "Роскультцентр", АНО "Креативная экономика", АНО "Сибирский институт развития креативных индустрий" и правительство Красноярского края. Форум проводится в Красноярске во второй раз, первый прошел в ноябре 2021 года.