В Архангельске представили книгу об истории и центрах пряничного искусства в России
Автором книги стала народный мастер России Татьяна Онучина, которая занимается пряничным делом с 1986 года
АРХАНГЕЛЬСК, 2 декабря. /ТАСС/. Книгу "Пряничное дело: исследования русского народного пряника, обрядового печенья и связанных с ними обычаев" известного архангельского народного мастера РФ Татьяны Онучиной представили в пятницу в областной научной библиотеке в Архангельске. Как рассказала ТАСС Онучина, она собрала в книге свои исследования об истории и центрах пряничного искусства в России.
"Главной темой является происхождение, становление и развитие русского народного пряника. Вырубной или вырезной, или силуэтный пряник, он был много где. В Костроме, в Орле, в Воронеже, в Рязани, под Коломной, на Русском Севере создались центры пряничного дела в XVIII-XIX веках, когда был подъем экономики, а где-то и раньше. Тула, Городец, Ростов Великий были центрами печатного пряника. Но, к сожалению, во многих регионах эти центры пряничного дела не сохранились. И мне хотелось показать, чтобы вспомнили, что у них было", - сказала автор.
Одним из немногих сохранившихся центров пряничного дела является Архангельская область, причем здесь делают несколько видов традиционных, зачастую очень древних обрядовых пряников. Самым известным является козуля - архангельский силуэтный пряник, существовала традиция печь к рождеству печенье в виде козочек, лошадок, петухов, оленей с добавлением большого количества пряностей как символ плодородия, достатка и благополучия. Пряник расписывали сахарной глазурью по темно-коричневому фону. При этом, как отмечает Онучина, козулями раньше называли пряники и в других регионах страны, но это очень древнее название рождественского угощения сейчас сохранилось только в Архангельске.
В Каргополе - это юг Архангельской области - сохранилась традиция выпечки тетер, или тетерок. Эти пряники из теста в виде витого жгута принято выпекать в начале весны. Подобное печенье делали и на севере региона в Мезени, но к Рождеству. При этом каргопольские тетерки круглые, а мезенские - прямоугольные. "Круглые - в честь солнца, а квадратные или ромбовидные - это обозначение земли у наших предков, - рассказала исследовательница. - Землю обрабатывать на Мезени очень сложно. На Каргополье теплее, между Каргополем и Мезенью около 600 км, а культура одна. Если трудна обработка земли, там больше поклонялись земле, а не солнцу".
Онучина в ходе своих исследований пришла к выводу, что пряничные центры существовали на торговых путях и зависели от того, какие сельскохозяйственные культуры в регионе выращивались. Например, возникновение знаменитого тульского пряника связано с тем, что в районе Тулы появилось производство сахара, который можно было добавлять в изделия.
О вырезном прянике
Кроме Архангельска, традиция силуэтных пряников сохранились в Воронеже. "Вот воронежский пряник - розовый - он живой, его называют вырубной пряник. Тесто подкрашивают, розовое тесто раскатывают и пекут. Потом брали стеклянную трубочку - сейчас не так, усовершенствовали технологию - разводили крахмальную воду, подкрашивали желтым. Горячий пряник вынимали из печки - надо именно горячий, иначе крахмал не свернется, и этой трубочкой по прянику рисовали", - пояснила собеседница агентства.
По словам Онучиной, очень интересные пряники существовали в Калуге. На подложке из теста, в которое добавляли шоколад, размещалась сахарная фигурка, например, птичка или белочка. Как говорит исследовательница, пряничный промысел зачастую пересекался с другими промыслами, распространенными в регионе. В Калуге делали глиняные игрушки, мотивом которых было древо жизни с птичками. Эти птички повторялись и на пряниках. "А какие пряники были в Рязани, когда мне прислали фото, я была в восторге, это такая прелесть, - Онучина показала фотографию рязанских пряников от 1929 года. Это козочка, лошадь и фигурка девушки в розовых, красных и коричневых тонах. - Но у них все пропало".
Об авторе
Онучина занимается пряничным делом с 1986 года. В Архангельске мастера, занимавшиеся промыслом в годы советской власти, подвергались гонениям, до середины 1970-х их наказывали за спекуляцию и частное предпринимательство, но промысел продолжал жить. В 1976 году в Архангельском музее изобразительных искусств его директор Мая Миткевич приняла решение проводить выставки архангельских козуль. Как говорит собеседница агентства, ее вдохновило заняться козулями как раз посещение выставки. "Меня приятельница затащила на выставку козуль. И там весь зал, все козули, есть даже козули-Соловки. И сидит козульщица - Вера Васильевна Колтовая, рисует. У меня формочки ее обведены, тот листочек храню, растрепанный", - поделилась мастер.
Она стала не только делать козули, но и изучать их историю. При этом Онучина стала новатором в деле традиционных архангельских пряников. Они обычно плоские, а она решила делать объемные композиции. И в 1997 году она создала пряничный храм Василия Блаженного к юбилею Москвы. "Это был первый опыт и сразу такой огромный пряник", - вспоминает мастер. Она делала его почти год, а сюжет об уникальной козуле показали даже в США.