Подвиг во имя любви
Выдающемуся российскому композитору 16 декабря исполнилось 90 лет. В его честь на сцене Мариинского театра прошел совместный вечер двух театров, где один из его концертов впервые превратился в балет. Поставленные на музыку Первого концерта для симфонического оркестра Щедрина "Озорные частушки", премьеру которых показал петербургский Театр балета имени Леонида Якобсона, были соединены в программе с всемирно известной "Кармен-сюитой", где в честь юбилея выступила ныне редко появляющаяся в родном театре Диана Вишнева.
Первый концерт Щедрина был написан в начале шестидесятых и стал известным публике в 1963, когда его сыграл с оркестром Геннадий Рождественский, следивший за всеми яркими новинками советской музыки. С тех пор он исполнялся именно на концертах, а вот теперь добавился к большому списку балетов Щедрина, присутствующих в репертуаре российских театров. Среди них — "Конек-Горбунок" и "Анна Каренина", "Чайка" и, конечно, "Кармен-сюита", где Щедрин выступил соавтором Жоржа Бизе, превратив музыку знаменитой оперы в танцевальное произведение, созданное по всем законам балета.
Сочинителем балетов Щедрин стал под воздействием обстоятельств непреодолимой силы — он с первого взгляда влюбился в балерину Майю Плисецкую и в 1958 году женился на ней. Что может сделать любящий мужчина-композитор для танцовщицы? Создать ей репертуар. Плисецкой было тесно в рамках репертуара Большого театра, и Щедрин сделал все, чтобы его любимая могла сама распоряжаться своей танцевальной судьбой. Писались все балеты прежде всего "на Плисецкую", и хореографов она выбирала сама (в том числе сама выступая как хореограф). Когда великая балерина стала появляться лишь в миниатюрах, пара разрешила и другим хореографам в других странах мира брать в работу сочиненную Щедриным балетную музыку — так, в частности, появилась эффектная версия "Кармен-сюиты" в постановке шведского гения Матса Эка (ее Майя Михайловна успела привезти и показать в Большом на одном из своих юбилеев). Но симфоническую музыку Щедрина могли сразу использовать и другие хореографы — так вскоре после премьеры Первого концерта ("Озорных частушек") петербуржец Леонид Якобсон поставил миниатюру "Малявинские бабы" на фрагмент из концерта.
Якобсон, опередивший время (и потому нелюбимый ленинградским начальством, полагавшим, что его пластика слишком вольна и "неприлична"), интересовался в числе прочего актуальностью национальной пластики, переливающейся в классический балет, — то есть ровно тем же, что делал Щедрин в "Озорных частушках", доказывая, что народные шуточки без проблем сплетаются с джазом, что вот эти припевки — не музей, а живой источник сегодняшнего искусства. И петербургский Театр балета имени Леонида Якобсона (почтенная и масштабная труппа, выросшая из маленького коллектива, полученного хореографом незадолго до смерти в середине семидесятых) в рамках подготовки к юбилею композитора пригласил на постановку хореографа, который ровно этим и занимается уже в наше время — худрука балетной труппы театра "Урал Опера балет" Вячеслава Самодурова.
Драма больших чувств
Одной из недавних премьер Самодурова в родном уральском театре был "Конек-Горбунок", где он скрещивал российский рэп с классическим танцем — именно в поисках отражения сегодняшней молодежной культуры и ее связи как с вечными российскими историями, так и с остро актуальными течениями. Получив в руки труппу Театра балета имени Леонида Якобсона, он поставил спектакль, несущийся в бешеном темпе молодежных шуточек и отражающий музыку Щедрина на все сто процентов.
В балете Самодурова каждый артист получает право на максимально свободное соло, на вольный "обмен мнениями". Часто — соло вполне дурашливое (Вы ждете от балетных строгой осанки? Так вот же вам — спина согнута, голова поникла, но при этом глаза горят насмешливым огнем, и смертельно уставший герой мгновенно выделывает какое-то коленце), иногда — надменно-возвышенное (в ход идет весь словарь классического балета: и виртуозные вспархивания антраша, и вращения, схожие с бешеным ритмом катушки в швейной машине, и скорректированные под быстрый темп большие прыжки), иногда — вот прямо французский канкан.
Первая часть — соло и дуэты (при этом свет выставлен так, что из темноты выхватывается только артист, солирующий в данный момент), вторая — уже "общий сбор", где вся "тусовка", вынырнув из череды личных танцев, включается в общий, все также ускоряющийся (оркестр мужественно вел Арсений Шупляков, но основной удар упал на солирующего пианиста Николая Мажара; его виртуозность заслуживала отдельной овации). Артисты словно очутились на деревенских соревнованиях частушечников — они двигались все быстрее и быстрее. Именно к этому бешеному темпу и стремился хореограф. "Получился балет-аллегро без единого замедления, — говорит Самодуров. — Главное у Щедрина — юмор, энергия, напор, и танцовщики их схватили".
"Озорные частушки" стали не только отличным приношением к юбилею Родиона Щедрина, но и событием в жизни всех солистов Театра балета имени Леонида Якобсона. Каждый из них заслуживает отдельного упоминания: Алла Бочарова, Светлана Свинко, Анна Скворцова, Мария Репетиева, Андрей Сорокин, Мурад Керимов, Вячеслав Спильчевский. И, разумеется, не меньшей овации заслуживает кордебалет.
Второе же отделение вечера стало естественным напоминанием о том, что имя Щедрина неотделимо от имени Плисецкой. Любимый балет Майи Михайловны вышла танцевать сегодняшняя суперзвезда Диана Вишнева. Образ Кармен для нее родной с ранней юности — еще будучи студенткой Академии Вагановой, в 1994 году на конкурсе в Лозанне она станцевала миниатюру "Кармен", поставленную Игорем Бельским, — и стала триумфатором, так началась ее международная известность. Сегодня балерина разыгрывала канонический текст как драму больших чувств — ее Кармен безусловно была человеком страстей, а не просто забавляющейся цыганкой. И это стало отличным завершением вечера юбилея композитора, где главных героев незримо было двое — как навсегда именно вдвоем они останутся в истории.
Анна Гордеева