По мнению президента страны Владимира Путина, "культура отмены" сегодня превратилась в "отмену культуры". Но, несмотря на все сложности, повестка в России осталась насыщенной — поток посетителей в музеях вырос, прошли десятки национальных музыкальных премий, премьер фильмов, спектаклей, сериалов. Появились новые имена. И русская классика по-прежнему идет по всему миру. А российскую анимацию и сериалы, например, как отмечала министр культуры РФ Ольга Любимова, очень ждут как в ближнем зарубежье, так и в Китае, Республике Корея, Таиланде и арабских государствах.
Значит ли это, что механизм культуры отмены не работает в отношении России, и как будет продолжаться борьба с "культурными санкциями", ТАСС узнал у людей искусства.
Все будет по-другому
Российская культура прожила этот год очень достойно, хоть ее и пытаются вытеснить из ряда многосторонних культурных проектов. Например, по линии ЮНЕСКО, считает специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. "Те площадки, которые были созданы для сотрудничества даже во времена холодной войны, сегодня становятся местом довольно жесткой конфронтации. Но российская позиция здесь абсолютно открыта: мы готовы к сотрудничеству со всеми, кто готов к сотрудничеству с нами", — сказал он ТАСС.
Мы не собираемся заниматься изоляционизмом, но и не собираемся, естественно, никому навязываться. Понятно совершенно, что мы нескоро восстановим культурные связи с европейскими странами в том объеме, в каком они были. Да и слово "восстановление" здесь неуместно, потому что все будет по-другому
Гендиректор Большого театра Владимир Урин рассказал, что продолжает общаться со многими своими западными коллегами. "На человеческом уровне многие отношения сохранены, — поделился он с ТАСС. — Но мы также знаем, какое серьезное давление оказывается на наших коллег. Совсем недавно я получил письмо из Франции, где мне четко написали, что правительство запрещает вести переговоры с российскими коллективами".
При этом, по словам Урина, культурный обмен со странами СНГ успешно продолжается, а внутри страны — стал еще активнее. "Я должен сказать слова благодарности всем своим коллегам, потому что обмен внутри российских театров заметно увеличился. Сегодня мы пользуемся ресурсами в основном театров РФ и ближнего зарубежья. Я имею в виду Белоруссию, Армению, Грузию. Артисты из этих стран приезжают, участвуют в спектаклях Большого театра", — рассказал собеседник агентства.
Новые художественные руководители и старые традиции
В 2022 году случилось много кадровых перестановок в театрах. Егор Перегудов сменил ушедшего с поста худрука Театра им. Маяковского Миндаугаса Карбаускиса. Художественного руководителя после отъезда Римаса Туминаса лишился Театр им. Вахтангова, директором театра остался Кирилл Крок. Летом столичный департамент культуры сообщил о назначении новых худруков и директоров в Театре им. Гоголя, "Школе современной пьесы", "Театре Луны". За творческую часть в "Современнике" теперь отвечает худсовет, а директором театра назначен Юрий Кравец. Новый худрук появился в Российском государственном академическом театре драмы им. Ф. Волкова в Ярославле после трагической гибели Сергея Пускепалиса в сентябре. Им стал Валерий Кириллов. "Ленком Марка Захарова" нашел нового главного режиссера — Алексея Франдетти. Эдуард Бояков создал в Москве "Новый театр", а МХАТ им. Горького, гендиректором которого является Владимир Кехман, в этом году принял зрителей после ремонта и представил сразу две премьеры — "Нежданно-негаданно" и "Золушка".
Открывая сезоны, театры анонсировали немало премьер. Например, МХТ им. Чехова — до 15 новых постановок, а Вахтанговский театр — более десяти. Среди состоявшихся и ожидаемых премьер Большого театра — балет "Шопениана", "Большое классическое па" из балета "Пахита", оперы "Демон" Антона Рубинштейна, "Трубадур" и "Луиза Миллер"Джузеппе Верди, "Беатриче и Бенедикт" Гектора Берлиоза, "Аскольдова могила" Алексея Верстовского.
"Большой театр продолжает интенсивно работать, на ходу перестраиваясь. Сегодня в репертуаре около 40 балетных и 37 оперных названий. Это не спектакли, которые у нас находятся в запасниках, а реальный репертуар Большого театра. В России достаточно большое количество талантливых людей. С февраля по сегодняшнее число мы не отменили ни одного спектакля из-за невозможности обеспечить его исполнение: из-за отсутствия певцов, танцовщиков, дирижеров, — сказал Владимир Урин. — Все функционирует в штатном режиме, работают все три сцены: Историческая, Новая, Камерная. Идут концерты в Бетховенском зале".
Западные санкции не помешали России провести театральные фестивали, в том числе прошли XXII Открытый фестиваль искусств "Черешневый лес", VI фестиваль "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры", V Большой детский фестиваль и другие. Несмотря на уход из жизни создателя Международного театрального фестиваля им. Чехова Валерия Шадрина, смотр состоится в Москве в 2023 году. Он продолжит существовать и станет "лучшим памятником" его создателю, считает Швыдкой. В программу войдут спектакли из 13 стран, в том числе 15 постановок из Аргентины, Армении, Белоруссии, Бразилии, Вьетнама, Индии, Казахстана, Китая, Кубы, Киргизии, Узбекистана, Чили и ЮАР.
"Чем драматичнее жизнь, тем больше людей хотят прийти к нам в театр"
Швыдкой, который также является художественным руководителем Московского театра мюзикла, рассказал, что зрительский интерес после начала спецоперации был переменчив. "Наша главная задача — дать людям позитивный заряд, надежду, окружить их теплом и любовью. И мы сполна почувствовали взаимную отдачу, когда поставили "Принцессу цирка". Спектакль не новый, 5 января следующего года мы его сыграем в 500-й раз, — сказал он. — Мне кажется, чем сложнее жизнь, чем она драматичнее и напряженнее, тем больше людей хотят прийти к нам в театр".
В планах театра в 2023 году провести концерт, посвященный латышскому композитору Раймонду Паулсу, и показать романтическую комедию о любви во время пандемии. В 2024 году Театр мюзикла готовится представить спектакль о музыке и сложной судьбе венгерского композитора XX века Имре Кальмана.
Несмотря на "культурные санкции", в России состоялись театральные премии "Золотая маска", "Звезда театрала" и другие. Ими, в частности, были отмечены спектакли "Война и мир" Театра им. Вахтангова, "Душа моя Павел" РАМТа, "Три толстяка. Эпизод 7. Учитель" Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова, "Товарищ Кисляков" Александринского театра, опера "Саломея" Большого театра, мюзикл "Шахматы" театральной компании "Бродвей Москва" и театра МДМ.
Сохранить качество выставок
В марте Министерство культуры России временно приостановило выдачу и вывоз музейных экспонатов из страны. Вместе с тем ряд зарубежных музеев отказался от предоставления предметов искусства для проведения выставок в России. Некоторые международные проекты не состоялись, а российские музеи были вынуждены пересмотреть свои выставочные планы.
Как отметила в разговоре с ТАСС генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, теперь основное внимание уделяется собственным коллекциям. Например, в этом году галерея представила посетителям свое собрание на масштабных выставках, посвященных художнику Игорю Грабарю, архитектору Алексею Щусеву, антрепренеру Сергею Дягилеву.
"Музей мгновенно собрался, и все стали придумывать и предлагать те идеи, которые возможно реализовать в те же сроки, в которые изначально были запланированы те или иные проекты с международным участием или из-за рубежа", — рассказала она, отметив, что, несмотря на все сложности, поток посетителей по итогам 2022 года ожидается выше, чем в прошлом году.
Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Марина Лошак считает, что современные реалии не скажутся на качестве выставок — гости будут получать не меньше эмоций, чем прежде. При этом, по ее мнению, взаимодействие культур разных стран необходимо. "Нельзя отгородиться друг от друга. Нельзя отменить какую-то одну культуру, считая, что она сегодня не должна соучаствовать в большом мировом процессе", — сказала собеседница агентства.
"В какой-то момент должно восстановиться сотрудничество с музеями всех стран, но для этого нужен иной политический контекст", — считает Швыдкой. По его словам, сейчас ведется активная работа с музеями стран Азии и СНГ, обсуждаются возможные выставочные проекты.
Импортозамещение в киноиндустрии
Наиболее уязвимым к санкциям оказался отечественный кинематограф. В начале весны крупнейшие американские кинокомпании (The Walt Disney Company, Warner Bros., Sony Pictures и Paramount) объявили, что уходят с российского рынка. Вместе с ними покинули график премьер и самые ожидаемые фильмы года — третья часть франшизы "Фантастические твари", продолжения блокбастеров Marvel про супергероев Доктора Стренджа, Тора и Черную пантеру, а также "долгостройный" сиквел "Аватара" Джеймса Кэмерона. Пока рекламщики снимали с билбордов постеры нового "Бэтмена", в Ассоциации владельцев кинотеатров с тревогой заявляли, что ситуация может стать критической — доходы от показов голливудского кино составляли около 80% кассовых сборов отечественного проката.
Стало очевидно, что сфера нуждается в особенной поддержке государства. В связи с этим по линии Минкультуры и Фонда кино в 2022 году впервые были распределены свыше 10 млрд рублей на поддержку новых национальных фильмов. Это почти в три раза больше, чем в прошлом году. Эпическую картину "Сердце Пармы" Антона Мегердичева в индустрии называли "главной надеждой на возвращение зрителей в кино". Ожидания оправдались — фильм стал одним из самых кассовых в этом году, собрав, по данным Единой автоматизированной информационной системы Фонда кино, порядка 900 млн рублей. Еще одним успешным релизом года стал документально-художественный фильм "Петр I. Последний царь и первый император" Андрея Кравчука. Он принес в прокате более 270 млн рублей и возглавил список самых кассовых неигровых фильмов в истории отечественного кинематографа.
Государство планирует наращивать объемы поддержки киноиндустрии в будущем. В следующем году на эти цели будет выделено 11,6 млрд рублей, а в 2024 и 2025 годах — 24,6 млрд рублей. По мнению председателя правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, главы кинокомпании СТВ Сергея Сельянова, благодаря этому количество и качество отечественных фильмов в России заметно вырастут в ближайшее время.
"Фильмы снимаются, все мои коллеги по Ассоциации продюсеров в работе, это не прерывается. Более того, благодаря возросшей государственной поддержке российских фильмов будет больше, мы все силы прикладываем к тому, чтобы они стали лучше. Главная проблема во все времена — нехватка некой креативной силы", — поделился он с ТАСС.
Хочется больше тех людей, которые умеют придумывать, умеют рассказывать истории. Они есть, но их всегда мало. Вот с этим мы входим в 2023 год и по-прежнему надеемся на поддержку со стороны правительства в адрес кинотеатров, потому что на них пришелся основной удар этого года
"Новогодняя битва" в декабре, период выпуска топовых новинок, традиционно проходит ожесточенно. На экранах можно увидеть фильм-катастрофу "Мира" Дмитрия Киселева, "Чук и Гек. Большое приключение" Александра Котта, романтическую комедию "Елки-иголки" и пятую часть франшизы "Иван Царевич и Серый волк" от студии "Мельница". Впереди российского зрителя ждут премьеры полнометражного фильма "Чебурашка", дебютной картины актрисы Динары Друкаровой "Лили и море" из программы Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне. Сможем увидеть "Снегирь" Бориса Хлебникова, "Нюрнберг" Николая Лебедева и экранизацию повести Кира Булычева об Алисе Селезневой "Сто лет тому вперед", снятую Александром Андрющенко. Также выйдут картины Клима Шипенко "Холоп-2" и "Вызов" — первый в мире фильм, снятый в космосе.
Не сжигать, а строить новые мосты
С вызовами новой реальности в этом году столкнулся и Московский международный кинофестиваль, но, несмотря ни на что и вопреки всему, он прошел насыщенно — кинематографисты из 65 стран привезли на смотр более 230 картин. По мнению главы его отборочной комиссии Ивана Кудрявцева, это доказывает, что наводить новые "культурные мосты" гораздо эффективнее, чем сжигать старые.
"Многие кинематографисты, невзирая на риски быть непонятыми, неуслышанными, столкнуться с внутрицеховым осуждением, приезжают в Россию, чтобы высказаться со сцены ММКФ и показать свои фильмы. Мы аплодируем их творческому мужеству и гражданской позиции. Потому что они считают, что, когда в мире набирает обороты давно назревший конфликт, это не время сжигать, это время наводить новые мосты, пробовать менять правила движения и прокладывать новые пути. Международное киносообщество не монолитно, в нем растут и зреют новые силы, которые смотрят на диалог по-другому и видят его как равноправную возможность. Это и есть главное открытие, главный сюрприз и главное завоевание Московского международного кинофестиваля и всего сообщества, которое на его призыв присылать картины откликнулось", — рассказал Иван Кудрявцев, глава отборочной комиссии ММКФ.
Также он добавил, что подготовка к 45-му Московскому международному кинофестивалю уже идет. Она началась еще в дни проведения 44-го. "Прогнозы у нас хорошие. Мы не питаем иллюзий, что 2023 год будет годом дефицита сюрпризов, мы понимаем, что в мире кино возможно всякое, мы к этому готовы и открыты. В конце концов, за это мы и любим кино, за то, что есть интрига, саспенс и ты никогда не знаешь, что за дверью", — считает Кудрявцев.
Несмотря на бойкот со стороны крупнейших международных кинофестивалей, говорить о тотальной отмене российского кино на Западе все же нельзя. "Жена Чайковского" Кирилла Серебренникова попала в главный конкурс 75-го Каннского кинофестиваля, на Международном кинофестивале в Локарно зрители и пресса тепло встретили "Сказку" Александра Сокурова, "Иван Денисович" Глеба Панфилова получил премию фестиваля "Золотой эфеб" в Палермо за лучший фильм по мотивам литературного произведения, а Наталия Мещанинова вскоре представит свой третий полнометражный фильм "Один маленький ночной секрет" на 52-м Международном кинофестивале в Роттердаме.
Онлайн-кинотеатры наладили серийное производство
Крупные иностранные киностудии объявили о бойкоте России и прекращении выпуска своих премьер на ее рынке на фоне спецоперации. Однако, по словам генерального директора ассоциации "Интернет-видео" Алексея Бырдина, для онлайн-кинотеатров основным драйвером подписок уже стал российский оригинальный контент. "В целом сочетание громких российских премьер и большой библиотеки с любимым иностранным контентом позволяет рынку оставаться на плаву и даже минимально расти", — сказал собеседник агентства.
Так, в 2022 году у "Кинопоиска" вышел сериал "Нулевой пациент" о вспышке ВИЧ в СССР, у Premier — социальное драмеди "Капельник" о молодом враче, который нелегально лечит наркозависимых, у START — сериал "Алиса не может ждать" режиссера Наталии Мещаниновой, который получил награду в номинации "Самый ожидаемый сериал" на фестивале "Новый сезон". KION выпустил драмеди "Почка" с Любовью Аксеновой, которая сыграла смертельно больную героиню, а Okko — финальный сезон сериала "Чикатило". Под конец года свою главную новинку подготовил IVI — в онлайн-кинотеатре вышел новый сериал с Данилой Козловским в главной роли "13 клиническая".
Не ожидается дефицита контента в отечественных онлайн-кинотеатрах и в новом году. "Кинопоиск" представит премьеру приквела "Гром: трудное детство" уже 1 января. У Premier запланирован выход сериала с рабочим названием "Гнать" с Олегом Меньшиковым, Филиппом Янковским и Федором Федотовым в главных ролях. Режиссер Константин Богомолов вместе с KION и киностудией "Мармот-фильм" снимает ироничную драму о непростых отношениях четырех женщин и одного мужчины. Главную роль в нем сыграет сам Богомолов. Актеры Николай Наумов, Гоша Куценко и Павел Деревянко снимаются в сказочном детективе онлайн-кинотеатра Okko "Волшебный участок", режиссером которого выступил Степан Гордеев.
Генеральный директор Института развития интернета Алексей Гореславский отметил, что внимание к отечественному контенту и спрос на него резко возросли, а вместе с ними возросли и зрительские требования, ожидания. "Для продюсеров это вызов — выпускать контент, который будет не менее интересен публике, чем западные премьеры. Резко усилился кадровый голод: нужны сильные сценаристы, талантливые постановщики, продюсеры и режиссеры, ответственные специалисты разных кинопрофессий. Отчасти поэтому мы запустили в этом году отдельный конкурс для дебютирующих режиссеров и сценаристов", — рассказал ТАСС Гореславский.
Новые имена
Стремление сохранить насыщенность концертных программ после отъезда некоторых отечественных артистов стало стимулом для поиска новых имен, считает Швыдкой.
На телефестивале "Песня года" в этом сезоне было достаточно дебютантов — Shaman, Анна Асти, Хабиб, Ваня Дмитриенко и другие. Среди лауреатов премии "Золотой граммофон" в 2022 году также было много молодежи: Люся Чеботина, Марина Бриз, Джони, рэп-дуэт HammAli & Navai и не только.
Музыкальный продюсер Иосиф Пригожин считает, что сегодня нужно активно создавать площадки и развивать инструменты для продвижения молодых артистов в России. Пока что этот процесс остается сложным. "Нам надо научится ценить свои бриллианты. У нас много великих, гениальных людей. Таких певиц, как Лариса Долина, в мире полтора человека, таких певиц, как Валерия, — единицы. Да, они становятся взрослыми. Нужны новые молодые силы. Но для новых молодых музыкантов нужны инструменты продвижения. <…> Сегодня продвижение стало в три раза дороже, чем было раньше", — сказал он ТАСС.
"Радикальный идиотизм" отмены культуры и важность защиты культурного суверенитета
Спецпредставитель президента Швыдкой считает, что "релокация" ряда знаменитостей создала определенные сложности, но именно сплоченность оставшихся артистов позволит сфере выдержать все испытания. "Важно то, что подавляющая часть деятелей культуры понимает, что такие исторически важные периоды, которые переживает сегодня Россия — страна отстаивает свой культурный суверенитет, — важно переживать вместе со своим народом. И это, может быть, самое главное, что сегодня позволит нашей культуре выдержать те испытания, которые выпали на ее долю", — сказал он.
Генеральный директор Большого Московского государственного цирка, народный артист России Эдгард Запашный считает попытки отменить русскую культуру "радикальным идиотизмом". "Важность русской культуры в мире невозможно переоценить. На протяжении всей своей истории Россия делала громаднейший вклад в развитие культуры не только нашей страны, но и целого мира. А если кто-то пытается ее отменить — это определенная форма радикального идиотизма. Этим людям я могу только посочувствовать", — сказал собеседник агентства.
По мнению народной артистки России Надежды Бабкиной, страны, которые пытаются отменить нашу культуру, "обворовывают" себя же. "Хотим мы того или не хотим, существует тонкий мир, который гораздо сильней, чем нам кажется. Интеграция с другими происходит именно на этом уровне. Запретить русскую классическую культуру невозможно. Отказаться от нее — это себя обокрасть. То же самое касается классической европейской культуры с ее великими композиторами и писателями, с ее сумасшедшей архитектурой, — рассказала она ТАСС. — К примеру, новый сезон театра Ла Скала, несмотря на пикеты европейских злопыхателей, открылся оперой Мусоргского "Борис Годунов". Главную партию исполнил наш Ильдар Абдразаков. Спектакль принимали стоя, это же о чем-то говорит".
Гендиректор Большого театра Урин надеется, что со временем все наладится. "Думаю, что пройдет острота вопроса и все вернется на круги своя. И отменить никакую культуру нельзя. Нельзя отменить итальянскую оперную культуру, которая является достоянием всего мира, нельзя отменить французских художников-импрессионистов, которые являются достоянием всего мира. Нельзя отменить русскую культуру, музыку, которая является достоянием всего мира. Когда в это вплетается политика, то люди, принимающие такие решения, обедняют свои народы, свою культуру в том числе", — заключил он.
Редакция социальной и гуманитарной информации ТАСС