4 ФЕВ, 14:40

Премьера спектакля "Бег": Булгаков глазами Лазарева

Cцена из спектакля "Бег"

Театральный и музыкальный критик, заместитель главного редактора журнала "Театральная афиша столицы" Ольга Романцова — о "Беге" Александра Лазарева

Ваш браузер не поддерживает видео

5 февраля в театре "Ленком Марка Захарова" состоится первая в этом году премьера: актер Александр Лазарев поставил "Бег" Михаила Булгакова как вереницу снов, порой перерастающих в кошмары. Это, по словам Лазарева, сны Серафимы Корзухиной (Ясмина Мамаева) и влюбленного в нее приват-доцента Сергея Голубкова (Алексей Поляков), попавших в самую гущу Гражданской войны и бежавших на чужбину. В спектакле играют Андрей Леонов, Дмитрий Гизбрехт и Максим Аверин, приглашенный Лазаревым на роль генерала Чарноты.

Творческий эксперимент

Эпиграфом к спектаклю стала фраза, которую приписывают известному российскому реформатору Петру Столыпину: "В России за 10 лет меняется все, за 200 лет — ничего". Но спектакль, по словам Лазарева, никак не связан с нынешними реалиями, ведь он был задуман гораздо раньше.

Еще мальчиком Лазарев увидел спектакль "Бег", поставленный Андреем Гончаровым в Театре Маяковского, где играли его родители Александр Сергеевич Лазарев и Светлана Владимировна Немоляева, и эта постановка повлияла на его выбор профессии. Первые отрывки из "Бега" Лазарев-младший играл еще в студенческие годы. После восстановления на ленкомовской сцене спектакля "Поминальная молитва" он пришел к директору театра Марку Варшаверу с предложением поставить "Бег". И хотя "Поминальная молитва" получилась успешной, директор поставил условие: репетируйте спектакль как самостоятельную работу в свободное время и показывайте отрывки Творческому совету театра. Только после этого будет принято решение, включать ли постановку в театральный график и выделять ли ей финансирование. Но уже после показа первого отрывка было решено продолжать и финансировать работу над "Бегом". Максим Аверин согласился принять участие в спектакле, даже не зная, какую ему предложат роль  актеру было интересно поработать с Лазаревым-режиссером и сыграть на легендарной ленкомовской сцене. Но роль ему досталась знаковая: актер играет генерала Чарноту, лихого вояку, авантюриста и азартного игрока.  

Мечта о родине

Серафима и Голубков становятся свидетелями сдачи Крыма белогвардейской армией, от женщины отрекается ее муж Парамон Корзухин (Андрей Леонов), ловкий и циничный делец, Чарнота спасает ее из рук контрразведки, герои бегут куда глаза глядят с остатками белой армии, бедствуют в душном Константинополе, тоскуя о Петербурге и снеге на Караванной улице. И уже в Париже спаситель Серафимы выигрывает у Парамона Корзухина в девятку 20 тысяч долларов — фантастическую по тем временам сумму. Но единственная мечта Серафимы и Голубкова — вернуться на родину.  

Булгаковский текст дает немало возможностей для комедийных ситуаций, чем в свое время воспользовались кинорежиссеры А. Алов и В. Наумов, снявшие фильм "Бег". К примеру, отступление белой армии и эмиграцию автор сравнивает с бегом тараканов, а в стамбульском сне работает заведение для тараканьих бегов, где Чарнота спускает последние копейки. Но Лазарев не заостряет внимание на этих деталях. Главные темы его спектакля  любовь к родине, тоска по ней, осознание героями того, что без своего народа и родины жизнь теряет смысл, и их стремление вернуться.   

Тональность и атмосферу спектакля определяет жанр, заданный автором: восемь снов. Молодая художница Ольга Никитина создала единое черное сценическое пространство, в котором возникают все восемь снов — каждый из них с оригинальной сценографией. Сновидения отделяются друг от друга световым занавесом: мощные лучи прожекторов бьют сверху вниз сцены, не позволяя разглядеть, что на ней происходит. Порой сон, как в эпизоде допроса в контрразведке, превращается в кошмар: вспыхивает красный свет и сверху, словно лазер, опускается световой луч "иглы" для пыток. Костюмы героев условны, свет художника Евгения Виноградова дополняет атмосферу призрачности и ирреальности происходящего. Музыка Николая Парфенюка то определяет место действия (как в первом сне в монастыре), то вторит настроению героев, то спорит с ним. Одна из лирических тем повторяется снова и снова, напоминая об утраченном счастье.

Актерские открытия

Лазарев-режиссер не стремится к внешним постановочным эффектам: таких моментов в "Беге" немного. Запоминается шумная толпа в Константинополе, где уже появилось немало славянских лиц, и местная драка, а еще видео игры в казино, демонстрирующееся на заднике в эпизоде, где Чарнота обыгрывает Корзухина. В этом спектакле режиссер, скорее, "растворился в актерах", и все они очень интересно работают. Роли Серафимы и Голубкова Лазарев доверил молодым артистам Ясмин Мамаевой, в 2022 году принятой в труппу "Ленкома", и Алексею Полякову, который в восстановленной "Поминальной молитве" сыграл студента Перчика. Они играют своих героев интеллигентными, хрупкими, стремящимися сохранить честь, достоинство и порядочность, даже если кажется, что мир сошел с ума и все вокруг похоже на воспаленный сон. 

Открытием спектакля стал Дмитрий Гизбрехт в роли генерала Хлудова. Актер создает образ сильного, жесткого человека, привыкшего командовать. Он почти не повышает голоса, но порой внушает ужас. Хлудов умен и понимает, что война, в которую он втянут, уже проиграна, знает цену белому главнокомандующему, который заранее привез приказ об отступлении и ненавидит его. Но продолжает убивать и вешать, как человек, который должен делать жестокую и бессмысленную работу потому, что этого требует долг офицера. 

Максим Аверин в роли генерала Чарноты показывает эволюцию своего героя. Храбрый боевой генерал, не терявшийся в самых сложных ситуациях, оказавшись в эмиграции и став лоточником-торговцем, теряет себя и вкус к жизни, ощущая свою полную ненужность. И только попав в Париж к Корзухину и сев за карточный стол, он снова чувствует себя как рыба в воде, обретая радость, энергию и блеск в глазах. Партнерша Аверина по сериалу "Скорая помощь" актриса Анна Якунина играет Люську, походную жену генерала, прожившую за несколько эпизодов целую жизнь: бесшабашная влюбленная в первом сне, она в последнем превращается в циничную даму. Она по-прежнему любит генерала, но скоро станет женой Корзухина, и чувства ей только мешают. Целуя ей руку, Чарнота прижмется к ней щекой. Прощаясь, она повторит его жест, и это станет единственным напоминанием о былом.

В финале сцену заволакивают клубы дыма. Фразу "покойся, кто кончил свой бег", взятую Булгаковым как эпиграф к этой пьесе, поют на мотив церковного распева, больше похожего на заупокойный. Но герои стремятся на родину, какая бы участь их там ни ожидала.   

Ольга Романцова

Читать на tass.ru
Теги