17 ФЕВ, 15:03

Осень женитьбе не помеха: Сергей Безруков поставил комедию для артистов 60+

Сцена из спектакля "Женитьба. Почти по Гоголю"

Театральный и музыкальный критик, заместитель главного редактора журнала "Театральная афиша столицы" Ольга Романцова — о премьере комедии по пьесе современного драматурга Андрея Ларионова "Женитьба. Почти по Гоголю"

Сцена покрыта толстым слоем красновато-желтых осенних листьев. Человек в пальто-крылатке и цилиндре, загримированный под Николая Васильевича Гоголя, и хрупкая барышня танцуют и кружатся на этом разноцветном "ковре", кидаясь листьями друг в друга. Вскоре он появится уже без грима в медицинской одежде и выкатит на сцену настоящее стоматологическое кресло, это один из героев — энергичный стоматолог Илья (Кирилл Новышев). С этого начинается спектакль "Женитьба. Почти по Гоголю" в постановке художественного руководителя Московского Губернского театра Сергея Безрукова, премьера которого накануне состоялась в театре. Пьесу для Губернского театра сочинил молодой писатель Андрей Ларионов, ранее уже сотрудничавший с Сергеем Безруковым.

Тройка невест

Новый спектакль Безрукова не зря назван "Женитьба. Почти по Гоголю". Здесь не Агафья Тихоновна выбирает женихов, а, наоборот, на одного жениха претендуют сразу три невесты. Он, Иван Кузьмич Колесин, — машинист-железнодорожник, вышедший на пенсию, потенциальные невесты — тоже дамы в возрасте. Да и сюжет развивается иначе. Внук Илья пытается в рекордные сроки женить Ивана Кузьмича, потому что жена Ильи Даша (Дарья Рябцева) вот-вот родит и он хочет переселить деда к новоиспеченной супруге, продать его и свою квартиры и на вырученные деньги приобрести что-то побольше. Невест подыскивает владелица брачного агентства — молодая, заводная Фекла Ивановна (Анастасия Дворянская). Она сразу решает, что Ивану Кузьмичу нужно сделать "апгрейд": ее расторопные помощницы подстригают герою волосы, красят их и слегка подгримировывают его лицо. А он с интересом поглядывает на Феклу, стоящую в соблазнительной позе.

Тем не менее какие-то совпадения с Гоголем все же есть. Фамилии двух невест, как у гоголевских женихов: Яичница — Инна Павловна, повар заводской столовой, и Жевакина — Элеонора Бальтазаровна, врач-терапевт. Третья — Анна Тихоновна Купердягина, вдова военного. А в одной из сцен Иван Кузьмич фантазирует, словно гоголевская Агафья Тихоновна из "Женитьбы": ей для образа идеального мужчины хотелось губы одного жениха приставить к носу другого и добавить развязности и дородности от еще двух. А он мечтает золотые руки поварихи, которая вкусно готовит, соединить с умением терапевта лечить и спокойствием и обаянием Анны Тихоновны. С ней и будет первое свидание. Да вот незадача: в назначенное время в квартире оказываются две другие претендентки на его руку и сердце — Элеонора Бальтазаровна и Инна Павловна. Они решили нагрянуть к Анне Тихоновне, чтобы отпраздновать очередную годовщину знакомства, потому что с юности дружат. 

Короткие встречи

Этот спектакль — настоящий подарок для актеров старшего поколения, которым редко удается исполнять главные роли — большинство героев классических и современных пьес гораздо моложе. И мастера играют с удовольствием, тонко чувствуют жанр, балансируя на грани между реальной жизненной историей и комедией положений, создавая узнаваемые характеры. Но при этом они предельно естественны — зрители не должны забывать, что дело происходит в наши дни. И чем серьезнее относятся к ситуации, тем смешнее зрителям.

Каждая из дам по-своему хороша. Решительная Инна Павловна (Ольга Смирнова) не только отлично готовит, но и прекрасно разбирается в практической стороне жизни — с такой нигде не пропадешь. Романтичная, несмотря на профессию врача, Элеонора Бальтазаровна (Елена Цагина) сохранила стройную фигуру, читает стихи Бодлера, Есенина и Пушкина и шутит: "Когда люди кашляют, они идут к врачу, но большинство почему-то идет кашлять в театр". Анна Тихоновна (Елена Михеева), оторвавшись от телевизора, превращается в женщину, готовую раствориться в другом человеке, все сделать ради него. У них с Иваном Кузьмичом (Леонид Громов) завязываются тихие разговоры с долгими паузами, когда важны не слова, а то, что за словами.

Иван Кузьмич по-прежнему полон сил, своенравен и хотя и любит внука, но хочет строить свою жизнь по собственным законам. А если его принуждать к выбору невесты, просто-напросто сбежит. Но обижать или отвергать одну из познакомившихся с ним дам Иван Кузьмич тоже не собирается и приглашает их к себе домой на новую встречу. Каждая ненадолго забегает к нему раньше назначенного времени, чтобы продемонстрировать свои достоинства: терапевт делает уколы так, что Иван Кузьмич не чувствует боли, повариха кормит его вкусностями, заодно уличая конкуренток в пластических операциях, Анна Тихоновна ведет задушевный разговор. Эти короткие встречи Безруков поставил с юмором как отдельные актерские бенефисы. "Сергей Витальевич на репетиции — человек очень веселый", — сказал журналистам Леонид Громов.

Поезд, уходящий в осень

На сцене время от времени возникает образ железнодорожного вагона. Сергей Безруков, который выступил не только режиссером, но и художником-постановщиком нового спектакля, поясняет это так: "Иван Кузьмич — железнодорожник, заслуженный машинист на пенсии, но образ поезда в спектакле — не только напоминание о его профессии. Для героев важно ощущение уходящей жизни, они надеются впрыгнуть в последний вагон. Но при всем этом они настолько страстные и влюбленные, что могут поспорить в силе чувств с молодыми. Старшее поколение умеет любить, ценить других людей. Тем более что наши актрисы играют по-настоящему страстно. И несмотря на солидный возраст 60+, героини влюбляются, как в юности. Как писал Александр Сергеевич Пушкин, "любви все возрасты покорны". Они вошли в пору осени жизни. Поэтому на нашей сцене роскошная золотая осень, настоящее бабье лето, в прямом и переносном смысле. Это прекрасное время! Не знаю человека, который не любил бы золотую осень. И я обожаю с детства это время, эти осенние краски, особый свет, атмосферу, эмоции. Когда можно бродить по колено в золотой листве, вдыхать этот осенний аромат".

В спектакле нет конфликта поколений, привычного для пьес о взаимоотношениях отцов и детей. Нет и болезненной зависимости стариков от молодых людей. Все герои живут полноценной жизнью. Внук Илья по-своему любит деда, тот тоже относится к нему с любовью и воспринимает как взрослого мужчину, не пытаясь поучать.

Женится Иван Кузьмич или нет? Будет ли Илья продавать его квартиру? Об этом узнают те, кто посмотрит спектакль. Полностью пересказывать сюжет комедии положений — занятие бессмысленное и бесполезное. Скажу только, что в финале спектакля среди встречающих Дашу из роддома будет Иван Кузьмич, Инна Павловна, Элеонора Бальтазаровна и Анна Тихоновна.

Ольга Романцова

Читать на tass.ru
Теги