"Вызов" — фильм, который непременно займет особое место в истории и российского, и мирового кинематографа: это первая художественная картина, съемки которой проходили не только на Земле, но и в космосе, на борту МКС. Режиссером драмы стал Клим Шипенко ("Холоп", "Салют-7"), вместе с ним 12 съемочных дней на орбите провела исполнительница главной роли Юлия Пересильд. В проекте снимались профессиональные космонавты, а также актеры Милош Бикович, Владимир Машков, Елена Валюшкина, Александр Балуев и другие. На все этапы производства — от кастинга до выпуска проекта — ушло почти три года. В широкий прокат "Вызов" вышел 20 апреля, а с 1 сентября фильм можно посмотреть онлайн: он уже доступен на видеосервисах Okko, Start и Wink. Напоминаем, что известно о картине и ее создании.
Сюжет
Олег Богданов (его сыграл настоящий космонавт, герой РФ Олег Новицкий) работает в открытом космосе, внезапно он сталкивается с обломком старого спутника, который повреждает ему грудную клетку. Состояние мужчины стремительно ухудшается — срочно нужна операция. Врачи на Земле приходят к выводу, что проводить ее нужно прямо на МКС, иначе при возвращении с орбиты космонавт не выдержит перегрузок и погибнет.
Евгения Беляева (Юлия Пересильд) работает хирургом в московской больнице. У нее обычная, довольно скромная жизнь, проблемы с дочкой-подростком, но в сложных операциях она мастер. После новости о том, что на МКС нужно срочно спасти космонавта, среди врачей начинается серьезный отбор. Кандидаты отпадают один за другим: кто-то не проходит по состоянию здоровья, кто-то не выдерживает испытаний. Евгения не горит желанием покидать Землю, но когда руководитель полетов из Роскосмоса (Владимир Машков) предлагает отправиться на орбиту именно ей, она соглашается. Теперь ей предстоит пройти тяжелую подготовку, добраться до МКС и, главное, провести первую в мире операцию в невесомости.
Как стать космонавтом
Авторы идеи о съемках фильма в космосе — Константин Эрнст, генеральный директор Первого канала, и Дмитрий Рогозин, на тот момент генеральный директор Роскосмоса. На пресс-конференции в ТАСС Эрнст заявил, что видел режиссером будущей картины только Клима Шипенко: "Я понимал, что этот человек так любит космос, что ему надо это, потому что получается, только когда очень надо". Шипенко, который до этого уже работал с космической темой и снял боевик "Салют-7" (2017), предложение показалось фантастическим. "Я, даже сидя рядом с такими важными людьми, все не мог осознать, что мы реально говорим о возможности полета обычного человека — одной актрисы или меня и актрисы — на МКС. Но все действительно было очень серьезно", — вспоминает режиссер.
От того, насколько качественно создатели фильма подготовятся к съемкам, зависит успех любой картины. Ответственность за этот этап возрастает в миллион раз, если съемочный павильон предстоит развернуть в космосе. Осенью 2020 года, за год до старта производства, Первый канал объявил народный кастинг на главную роль: любая девушка могла прислать самопробы — записать на видео монолог Татьяны из "Евгения Онегина". Продюсеры решили рассматривать не только профессиональных актрис потому, что среди главных условий отбора было крепкое здоровье и хорошая физическая подготовка. Заявки прислали около 3 тыс. женщин, 25 из них подходили лучше всего.
В Центре подготовки космонавтов нам сказали: приведите нам участниц, прошедших творческий отбор, и мы из них выберем тех, кого можно отправлять в космос. Мы было возразили, что нужна не просто здоровая актриса, но и та, которая будет хорошо играть и убедительно выглядеть. Но нам объяснили, что если она не выдержит, то может случиться трагедия <...> И можно сказать, что сама вселенная выбрала Юлю Пересильд: она подошла и по здоровью, и по возрасту, и внешне, и талантом
Обычно подготовка космонавта к полету длится несколько лет. Перед сотрудниками ЦПК стояла невероятная миссия: обучить актрису и режиссера всем тонкостям за четыре месяца. "Началась серьезная, ежедневная, с девяти утра до шести вечера, подготовка к полету. Было очень много теории, огромная кипа учебников по конструкции и компоновке транспортного корабля, станции, системам жизнеобеспечения — все, что необходимо для того, чтобы просто самостоятельно там есть, пить, умываться, ходить в туалет, чтобы ничего не испортить. Ну и, конечно, для того, чтобы выполнить те задачи, которые нужно выполнить", — рассказывает Юлия Пересильд. Все эти занятия сопровождались тренировками в скафандрах, испытаниями на центрифуге и в барокамере, зачетами по действиям в экстремальных ситуациях. Часть подготовки проходила на космодроме Байконур, где съемочная группа изучала устройство корабля "Союз МС" — на нем и предстояло совершить путешествие.
Время новых навыков
Когда декорациями фильма становится настоящий космос, то и операция в кадре должна выглядеть максимально реалистично. Поэтому Юлии Пересильд пришлось не только "переучиваться" на космонавта, но и осваивать медицинское дело. Помогал ей в этом врач-консультант, хирург Олег Куйбида — он обучал актрису профессиональным приемам, работе с пинцетом, наложению швов. Вместе с Климом Шипенко и своим наставником Пересильд даже побывала в военном клиническом госпитале на операции грудной клетки: пять с половиной часов они наблюдали за процессом, чтобы понять механику и ощутить состояние, в которое погружаются хирурги.
Один из самых сложных вопросов, который встал перед авторами картины, — как и какую операцию можно проводить в космосе, ведь в реальности таких случаев еще не было. К работе над сценарием подключались и хирурги, и медики ЦПК, и работники обеспечения Центра управления полетами, которые знают, какие мединструменты есть на станции. По словам Клима Шипенко, он вместе с помощницей записывал все их разговоры, чтобы потом превратить в диалоги в фильме и "добиться ощущения, что все придумывается здесь и сейчас".
Полезными этими "разговоры" оказались не только для авторов сценария, но и для работников космической отрасли. Фактически создатели "Вызова" провели эксперимент — как действовали бы врачи, если такая экстренная ситуация случилась бы на МКС в действительности.
"Поехали!"
Часть оборудования для съемок на МКС отправили заранее, распечатанный сценарий пришлось сшивать вручную, так как на космической станции нельзя использовать скрепки. Киноэкипаж, в который входили Юлия Пересильд, Клим Шипенко и космонавт Антон Шкаплеров (он сыграл одну из ролей в фильме), отправился на МКС 5 октября 2021 года. "До последней секунды боялась лишь одного: уже на Байконуре подойду к ракете, и тут из-за угла выскочит кто-нибудь с телекамерой и закричит: "Стоп! Это была программа "Розыгрыш". Снято!" — рассказала Юлия Пересильд в интервью ТАСС.
Полет занял три часа. "Уже буквально через десять минут после старта Клим достал камеру и начал снимать, а Юле пришлось играть свою роль", — вспоминает Шкаплеров. На МКС съемочную команду ждали космонавты, которым тоже предстояло сняться в "Вызове".
Когда мы уже перебрались в МКС, это были фантастические ощущения. К такому никак нельзя подготовиться на Земле — к этому чувству, что ты ничего не весишь, что ты можешь летать. И первые ощущения — ты как во сне
Снимать фильм начали спустя несколько часов после прилета. Климу и Юлии приходилось вдвоем выполнять задачи, которыми обычно занимается целая съемочная группа. "Я была скриптом — тем, кто записывает, что и где в какой сцене лежало, висело и так далее, костюмером — в начале каждой съемки выдавала ребятам съемочный комплект одежды, а после — забирала, реквизитором, гримером… Многозадачность колоссальная", — вспоминает актриса.
В космосе киноэкипаж провел 12 дней. При этом Шипенко и Пересильд регулярно выходили на связь с Землей, чтобы обсудить детали съемки с другими членами творческой команды. "Мы на Земле фиксировали все, что Климу и Юле удалось снять на МКС, и что-то переделывали в графике съемок. Разумеется, все предугадать было невозможно, потому что станция "живет", меняется, и они, подстраиваясь под те условия, сами вносили какие-то коррективы в процесс. Нам очень повезло, что сами космонавты шли навстречу и участвовали в съемках: сокращали обеденный перерыв, жертвовали сеансами связи, тратили личное время", — поделилась Яна Трофимова, ассистент режиссера.
Невозможное возможно
Одно из главных преимуществ фильма — его реалистичность. Начиная с того, что партнерами актеров по площадке стали профессиональные космонавты, и заканчивая тем, что в качестве локаций создатели "Вызова" старались по максимуму использовать настоящую инфраструктуру. Зрители могут увидеть, как все устроено в Центре подготовки космонавтов и на Международной космической станции, узнать, как проходят испытания на специальных тренажерах и как протекает жизнь в невесомости.
"Мне кажется, главная мысль всего этого проекта, что невозможное — возможно. И если ты веришь в мечту и в свое дело, важно просто идти к ней, невзирая на все вокруг. И мы сделали это, потому что верили, — говорит Юлия Пересильд. — Во время работы над фильмом я вдохновлялась фигурой Сергея Павловича Королева, его письмами к жене, улыбкой Юрия Гагарина, картинами Алексея Леонова. Ну и, конечно, нами самими. Я восхищаюсь нами — этот путь мы прошли красиво". В интервью ТАСС Пересильд рассказала, что сейчас пишет книгу "Это космос, детка", — эту фразу она услышала на МКС от космонавта Олега Новицкого, когда станция вдруг начала переворачиваться.
Дарья Шаталова
В статье использованы материалы, предоставленные компанией "Централ Партнершип"