25 АПР, 18:09

Выставка работ фотографа ТАСС Евгения Халдея откроется 26 апреля в Историческом музее

Экспозиция мультимедийная и включает около 400 работ разных лет, из которых около 70 - кадры из исторического фонда фотографий ТАСС

МОСКВА, 26 апреля. /ТАСС/. Масштабная ретроспектива работ фотокорреспондента ТАСС Евгения Халдея, кадры военной фотохроники которого видел весь мир и снимки которого стали свидетельствами обвинения на Нюрнбергском процессе, открывается 26 апреля в Государственном историческом музее (ГИМ).

"Мы открываем выставку - очень красивую, яркую, значимую, посвященную творчеству выдающегося нашего соотечественника Евгения Халдея, человека, по работам которого мы не только представляем историю Великой Отечественной войны, но и вообще мы представляем историю нашей страны, наших побед, наших достижений", - рассказал ТАСС перед открытием экспозиции директор ГИМ Алексей Левыкин.

В объектив фотографа попадали как выдающиеся деятели XX века, как и простые рабочие, колхозники и строители. Он стал единственным советским военным фотокорреспондентом, в архиве которого Великая Отечественная война представлена с первого и до последнего дня. 6 тыс. снимков Халдея периода 1941-1945 годов вошли в золотой фонд отечественной фотожурналистики. Выставка "Евгений Халдей. Эпоха в кадрах" пройдет с 26 апреля по 31 мая. Экспозиция мультимедийная и включает около 400 работ разных лет, из которых около 70 - кадры из исторического фонда фотографий ТАСС. Зрители впервые увидят ранее не публиковавшиеся работы.

Организатор выставки, президент Фонда сохранения культурно-исторической памяти "Наследники победителей" Ирина Лосик рассказала ТАСС, что увлечена созданием патриотических проектов и делает их с душой. "Фотографии Халдея - это искусство, они как нельзя лучше подходят под такие вещи. Конечно, мне хотелось рассказать и о фотографе Халдее. Это гражданин нашей страны, патриот, человек, который любил свою Родину и был ей предан до последнего дня. Мне хотелось о нем рассказать, но и через его работы хотелось рассказать об истории, о географии, о величии нашей Родины", - отметила Лосик.

По ее словам, создатели выставки ориентировались на молодую аудиторию, поэтому использовали мультимедийные технологии. Некоторые экспонаты дополняют исторические аудиозаписи, например стенограмма Нюрнбергского процесса, архивная запись объявления о начале войны, звуки военной техники. Посетители увидят фототехнику Халдея, семейные реликвии, его личный дневник. В ГИМ представлены в том числе отпечатки с негативов из семейного архива фотографа. Особое внимание организаторы уделили творческому методу и авторскому стилю Халдея. "Мне кажется, просто пройдя по экспозиции, у человека уже сложится некое представление о том, где он живет, что прошла страна, как она развивалась, какие этапы, какой ценой дается победа и что, как бы ни было сложно, все равно наступает рассвет и появляется луч надежды", - добавила Лосик.

Как рассказала ТАСС куратор выставки Дина Иващенко, экспозиция отражает ранее творчество фотографа 30-х годов прошлого столетия, это в том числе снимки, отпечатанные со стеклянных негативов, военную фотохронику и послевоенный мир - "заслуженный, отвоеванный, со спортивными праздниками, радующимися детьми, демонстрациями, достижениями промышленности".

От 30-х до послевоенных дней

Первый раздел заканчивается кадром 21 июня 1941 года, который Халдей сделал в командировке на родине Михаила Лермонтова в "Тарханах". Куратор назвала фотографию пророческой. "Там фигура женщины со спины на фоне тревожного неба и фамильной усыпальницы Лермонтовых. Православный храм, увенчанный не крестами, а звездами. В этой фотографии - уже предчувствие", - говорит Иващенко. А часть выставки военного периода открывает фотография, датируемая 22 июня 1941 года. "Халдей приехал из "Тархан" сдавать материалы в редакцию, из окна увидел, как люди собираются на тротуаре и, подняв голову, слушают объявление Молотова о начале войны. Мы повесили там репродуктор, из него звучи эта архивная запись, которую слышали те люди в 1941 году", - сообщила куратор.

Дневник, который смогут не только увидеть, но и послушать посетители, Халдей вел в Заполярье, когда был командирован на Северный фронт. На выставке есть разделы, посвященные победе на восточных рубежах страны, освобождению Европы, капитуляции Германии, известные кадры из Берлина со Знаменем Победы, фотографии Нюрнбергского процесса. "Его фотографии были показаны как свидетельство - свидетельство обвинения. Это сожженный Мурманск, это разрушенный Севастополь, это жертвы зверств фашистов, они были представлены на Нюрнбергском процессе. Это был его в том числе личный счет, у него погибла семья в оккупированном Донецке", - отметила собеседница агентства. Отца и сестер фотографа фашисты убили в 1942 году.

Часть кадров в центре экспозиции - о параде на Красной площади, где можно увидеть легендарную фотографию с Георгием Жуковым, у лошади которого все четыре копыта парят над брусчаткой. "Был дождь, и он описывает этот парад в своем дневнике, что плакали маршалы, плакали солдаты, плакали женщины, сама природа плакала, оплакивала горе народа, который он пережил за эти годы", - заключила куратор.

Заканчивает выставку 17-минутный документальный фильм режиссера-документалиста Александры Селезеневой, основанный на воспоминаниях Халдея. Повествование в фильме ведется от первого лица. Были подобраны актеры, которые играют Халдея в молодости и пожилом возрасте. "Там много прямой речи автора, мы цитировали его дневники и приводили его исторические фотографии. Он умер в 1997 году, и у нас нет возможности сделать с ним интервью, но благодаря его воспоминаниям, благодаря его дневнику, осталось возможность дать эту прямую речь в фильме. Это фильм не отчетный, это фильм, создающий впечатление о Халдее как о человеке, служащем своему делу, своей профессии, своему искусству", - рассказала Иващенко. Как отметила в свою очередь Ирина Лосик, из ленты можно понять, что это был за человек. "Честно скажу, я несколько раз пересматривала уже в готовом варианте фильм и каждый раз плачу", - призналась она.

Проект организован Фондом сохранения культурно-исторической памяти "Наследники победителей" и Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО при поддержке Минобороны РФ и информационного агентства России ТАСС. Гендиректор РОСИЗО Ольга Галактионова отметила, что для Центра огромная честь участвовать в таком проекте. Она поблагодарила дочь фотографа Анну Халдей за возможность показать уникальные кадры, фонд "Наследники победителей" и куратора выставки.

О фотографе

Ефим (Евгений - творческий псевдоним) Халдей - хроникер ключевых событий советской эпохи. Он родился в 1917 году в поселке Юзовка (ныне - Донецк). В октябре 1936 года был зачислен в штат Фотохроники ТАСС. В качестве военного фотокорреспондента ТАСС готовил репортажи из Заполярья, Керчи, Новороссийска, Ялты, Севастополя и других городов. Участвовал в освобождении Болгарии, Румынии, Югославии, Венгрии, Австрии и Германии. Освещал Потсдамскую конференцию и Международный военный трибунал в Нюрнберге. Его фотографии публиковались в центральных газетах.

Анна Халдей отметила в разговоре с корр. ТАСС, что отец продолжал фотографировать, пока позволяло здоровье, но к концу жизни у него ухудшилось зрение. "Не могу сказать, что я осознавала его величие, его талант, потому что для меня это был просто отец", - сказала собеседница агентства. Когда отца не стало, она взяла на себя ответственность за его архив, некоторым негативам в котором по 90 с лишним лет. "То, что он делал для многих, как он говорил, все остается людям", - отметила она.

В новость внесена правка (10:03 мск) - уточняется фамилия спикера в четвертом, пятом и 11 абзацах. Верно - Лосик.

Читать на tass.ru
Теги