Лев Додин дебютирует в Большом театре постановкой оперы "Пиковая дама"
Это будет первый оперный спектакль режиссера, поставленный в России
МОСКВА, 25 февраля. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. К 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского Большой театр возвращает в репертуар оперу "Пиковая дама". Постановщиком нового спектакля выступает выдающийся российский режиссер Лев Додин, для которого предстоящая премьера станет дебютом на сцене главного театра страны.
"Серия премьерных показов пройдет 27 февраля, 1, 3 и 5 марта. Сегодня состоится генеральный прогон со зрителями", - сообщили ТАСС в пресс-службе ГАБТа.
Здесь напомнили, что "Пиковая дама" прописалась на сцене Большого театра с 1891 года и за это время пережила много разных интерпретаций. На сей раз решено было обратиться к версии Льва Додина, получившей мировое признание.
"Для российских зрителей музыкальный спектакль в постановке Льва Додина будет открытием", - заверили в пресс- службе ГАБТа.
Как ни странно, Лев Додин, художественный руководитель знаменитого Санкт-Петербургского Малого драматического театра - Театра Европы, практически признанный живым классиком, не известен на родине как оперный режиссер. В то время как на Западе он давно и успешно сотрудничает с ведущими оперными театрами, среди которых Ла Скала, флорентийский Комунале, Венская государственная опера, Парижская опера, театр Шатле.
"Пиковую даму" Додин впервые поставил в 1998 году в Амстердаме. В 1999 году этой постановкой открылся "Флорентийский музыкальный май", и осенью того же года ее показала Парижская опера. Спектакль ждала счастливая судьба - практически все время, прошедшее со дня премьеры /почти семнадцать лет/, он живет весьма активной жизнью. Парижская опера возобновляет "Пиковую" Додина с завидным постоянством (в последний раз совсем недавно - в 2012 году).
По словам самого режиссера, это никогда не было простое "механическое" возобновление. Он всегда что-то уточнял, корректировал, менял акценты. Такой же подход у него и к работе в Большом театре: московская "Пиковая дама" должна родиться заново, а не просто повторить парижскую. Тем более что это будет его первый оперный спектакль, поставленный в России.
"Мы не сочиняли нового сценария, не пытались так вульгарно осовременить оперу, перенести ее в наши дни, - говорит Лев Додин. - Мы постарались посмотреть на происходящее глазами главного героя Германа, реального человека, сошедшего с ума и снова и снова прокручивающего историю того, как погибла его индивидуальность, его личность. Очень хотелось бы найти в этой работе максимально что-то живое".
Что же касается его дебюта в Большом, то на сей счет прославленный режиссер высказался просто и откровенно.
"Для меня это довольно волнующая и рискованная затея, - признался Додин. - Потому что русский режиссер, ставящий спектакли в Европе или в мире, перед Большим театром все равно испытывает некое благоговение, воспитанное с детства".
Дирижировать спектаклем будет Михаил Юровский - глава знаменитой дирижерской династии. С Большим театром его связывают давние отношения: здесь он дирижировал еще до своего отъезда в Германию в 1989 году. В последние годы сотрудничество маэстро с театром возобновилось. Именно под его руководством вернулся на историческую сцену ГАБТа "Огненный ангел" Прокофьева. В нынешнем сезоне дирижер выступил с симфоническим оркестром Большого театра.
Декорации к "Пиковой даме" создал легендарный театральный художник Давид Боровский (1934-2006), за свою жизнь оформивший более ста пятидесяти спектаклей. В качестве выпускающего художника над постановкой работает сын Давида Боровского - известный театральный художник Александр Боровский.
В роли Германа выступит Владимир Галузин, который считается одним из лучших исполнителей этой партии в мире. В партии Лизы предстанет Эвелина Добрачева - выпускница Берлинской высшей школы музыки имени Ханса Эйслера. В партии Графини заняты солистка Мариинского театра Лариса Дядькова, приглашенная солистка Большого театра Елена Заремба и солистка Большого Ирина Долженко. Партию Томского исполнит Александр Касьянов, в прошлом году успешно дебютировавший в ГАБТе на премьере "Царской невесты", а в партии Елецкого - солист Оперы Кракова Станислав Куфлюк.