"Величайшая балерина XX века": в мире вспоминают Майю Плисецкую
В Италии, Японии, Литве, Белоруссии, Испании и других странах скорбят в связи со смертью "легенды балета"
МОСКВА, 3 мая. /ТАСС/. В мире вспоминают балерину, народную артистку СССР Майю Плисецкую, и скорбят о ее кончине. Плисецкая умерла в Германии 2 мая на 90-м году жизни от сердечного приступа.
Свои сожаления в связи со смертью балерины выражают главы государств, деятели искусства и СМИ.
"Личность исключительного таланта"
Президент Литвы Даля Грибаускайте выразила соболезнования близким Плисецкой, ее ученикам, сподвижникам по искусству и всем почитателям таланта.
Это была личность исключительного таланта, легенда балета, покорившая самые знаменитые сцены мира, тысячи и тысячи сердец
Глава государства напомнила, что Плисецкая "никогда не забывала Литву". У Майи Плисецкой в том числе было и литовское гражданство. Неподалеку от Вильнюса балерина и ее супруг Родион Щедрин построили дом, в котором, по словам самой Плисецкой, проводили примерно шесть месяцев в году и старались приехать на Рождество.
"Невосполнимая утрата"
Президент Белоруссии Александр Лукашенко выразил соболезнования родным и близким Майи Плисецкой, сообщила пресс-служба главы государства.
В начале 90-х годов Майя Плисецкая пригласила меня на творческий вечер в Москве. Когда она танцевала, то это было настолько естественно, чувственно, по-настоящему. Бывает, что человек делает это не от души - тогда получаются движения, как у робота. Но у нее было совсем по-другому. Когда она танцевала, от нее исходила особая теплота. Она была очень открытой, ее можно было всегда попросить о помощи
По его словам, Плисецкая внесла огромный вклад в развитие балета в Японии и во всем мире. "Она внесла неоспоримый вклад в японский и мировой балет. В Японии ее очень любят и ценят, на многих людей в мире балета она очень сильно повлияла. Я уверен, что для большинства танцовщиков из Японии и других стран уровень Майи Плисецкой - это потолок. Ее кончина стала для нас большим ударом", - признался Ивата.
Электронные версии многих печатных японских СМИ опубликовали материалы о кончине Плисецкой. Все они вышли под заголовками: "Скончалась величайшая балерина XX века".
Японское информагентство Киодо пишет, что Майя Плисецкая оказала большое влияние на развитие японского балета.
Майя Плисецкая оказала большое влияние на развитие японского балета. Она 38 раз посещала Японию, которую называла вторым домом. Ее постановки на различных сценах страны пользовалось огромным успехом у публики
Информагентство Дзидзи также отмечает вклад российской балерины в искусство и вспоминает церемонию награждения Плисецкой Орденом Восходящего солнца.
"Яркая звезда балета ХХ века"
Деятели культуры Италии с уважением и восхищением вспоминают Майю Плисецкую, "яркую звезду балета ХХ века", и скорбят о ее кончине. Историк театра Франческо Сини подчеркнул ее выдающуюся роль в сохранении и развитии традиционной "тесной связи русской танцевальной школы с итальянской".
Как напомнила Пельрен, во Франции российская балерина участвовала в постановках таких крупнейших хореографов, как Ролан Пети и Морис Бежар. "Она также была и сама хореографом и сотрудничала с французским дизайнером Пьером Карденом, который готовил костюмы для ее балетов", - указывается в заявлении министра.
Французским поклонникам Майя Плисецкая запомнилась по выступлениям на сценах Парижской оперы, Театра балета города Нанси, по участию в Биеннале танца в Лионе. За выдающийся вклад в мировое искусство во Франции балерина была удостоена звания кавалера ордена Искусств и словесности, а также кавалерской степени ордена Почетного легиона.
"Невероятной балериной" назвал Плисецкую известный французский меценат, один из основателей дома моды Yves Saint-Laurent Пьер Берже, который с 1988 по 1993 годы занимал должность руководителя парижской Оперы Бастилии. "Я глубоко опечален в связи с кончиной Майи Плисецкой, - сказал он. - Совсем недавно мы виделись с ней и ее супругом Родионом Щедриным на концерте Рено Капюсона (современный французский скрипач, - прим. ТАСС)".
"Борющийся лебедь"
Германские СМИ все воскресенье размещают на своих интернет-сайтах статьи, посвященные Майе Плисецкой.
"Для нее работали величайшие хореографы, композиторы посвящали ей свои работы, - отмечает Stern. - Почти 50 лет Майя Плисецкая танцевала. Теперь российская прима-балерина ушла из жизни".
Frankfurter Rundschau в статье "Борющийся лебедь" утверждает, что Плисецкая была "великой балериной, получившей свои навыки в Советском Союзе, и на которую Советский Союз наложил отпечаток". "Благодаря своему железному телосложению и железой дисциплине она выступала на сцене почти пять десятилетий", - указывает издание.
Перечислив факты из непростой биографии Плисецкой и ее семьи, газета приводит цитату американской балерины и писательницы Дженнифер Хомманс: "Ее выступления - это борьба".
"Легенда балета из России Майя Плисецкая умерла в возрасте 89 лет", - пишет на своем сайте телеканал n-tv. "Ее талант был распознан рано, однако о ее карьере можно сказать, что она развивалась как угодно, но не прямолинейно", - говорится в тексте.
Fokus указывает, что "мировую славу российская прима-балерина завоевала при помощи своей экспрессии".
"Она безмолвно общалась со зрителями по всему миру"
Майя Плисецкая была "решительной, преданной искусству и ломала все устои", говорится в статье, опубликованной в электронной версии газеты Washington Post.
"Майя Плисецкая, одна из выдающихся балерин 20-го века, отождествлялась с балетом Большого театра своей родной России. Но, благодаря своему творческому пламени, харизматичной притягательности и естественной виртуозности она безмолвно общалась со зрителями по всему миру", - пишет издание.
"Плисецкая не отвернулась от своей родины. Она оставляла в недоумении и замешательстве своих поклонников по всему миру, которые не могли увязать ее артистизм с отказом присоединиться к своим звездным коллегам, оставшимся за границей. Рудольф Нуреев покинул (страну), за ним последовал Михаил Барышников. Но не она", - продолжает газета.
"Парадоксально, но отказ, возможно, был еще одним выражением ее независимости, желанием проложить свой собственный путь. Творческим домом для Плисецкой был Большой театр, в котором она училась и выросла до уровня мировой славы. Ценители балета восхищались эмоциональной глубиной и невыразимой тонкостью исполнения Плисецкой партий в балете", - подчеркивают авторы статьи.
Газета также приводит случай, когда в 1962 году президент Джон Кеннеди принимал в Белом доме труппу Большого театра. Его супруга, Жаклин, приветствовала Плисецкую словами: "Вы - Анна (Каренина)". А Роберт Кеннеди, младший брат главы государства и генеральный прокурор США, подарил балерине розы. Через несколько лет она выбрала произведение Льва Толстого для своего балетмейстерского дебюта и вышла на сцену в заглавной роли. До этого она исполнила роль княгини Бетси в фильме "Анна Каренина" 1967 года режиссера Александра Зархи.