ФСО: легендарные тайные подземные ходы в Кремле были, но сейчас не существуют
"Мы многого не знаем о подземных ходах Кремля, но не потому, что скрываем, а потому, что они самоликвидируются", - рассказал официальный представитель службы
МОСКВА, 2 июня. /Корр.ТАСС/. Тайных подземных ходов Московского Кремля, про которые ходят легенды, сейчас не существует. В этом уверен официальный представитель Федеральной службы охраны (ФСО), доктор исторических наук Сергей Девятов, который представил книгу "Московский Кремль. Памятники и святыни".
"Мы многого не знаем о подземных ходах Кремля, но не потому, что скрываем, а потому, что они самоликвидируются. Поэтому говорить о ходах, которые выходят с территории Кремля, неправомерно", - считает Девятов.
В монографии историк уделяет особое внимание подземной части Кремля. Так, по его словам, подземные ходы несколько веков назад выходили из всех башен Кремля, который был неприступной крепостью. Подземные галереи "носили оборонительный характер и назывались "слухи", от слова "слушать" - не ведется ли подкоп неприятелем", пояснил Девятов. Если ходы сближались, то обитатели цитадели взрывали "слух", разрушая тем самым замыслы врагов.
Со временем, поскольку необходимость в подземных ходах отпала, за ними перестали ухаживать и, по данным представителя ФСО, они постепенно сами собой стали засыпаться песком, грунтом и перестали быть проходимыми.
Девятов отметил, что на территории Кремля существовали и другие подземные пространства. Так, он рассказал, что при строительстве Дворца съездов (ныне - Государственного Кремлевского дворца) под дворцом Милославского были обнаружены "три огромных подземных хода шириной, достаточной для проезда телеги".
Историк пояснил, что собрать полные сведения о Кремле весьма трудно. "Прежде всего, во время строительства Кремля (1480-1490) было сделано максимум, чтобы засекретить информацию о крепости; не существует ни одного документа о сооружении Кремля - это была высшая государственная тайна", - отметил Девятов. Он рассказал, что поиски документов о Кремле порой приводят к курьезным ситуациям. "Кремль всегда был под плотной опекой иностранных шпионов, поэтому сейчас в нашем распоряжении есть очень подробный его план, сделанный шведскими разведчиками 16 века", - сообщил представитель ФСО.
Режим секретности сохранялся и в последующие годы. "С 1918 по 1955 год попасть в Кремль можно было только по специальным пропускам, только Никита Хрущев разрешил вход в Кремль для туристов, также распорядившись выселить за пределы Кремля живших там высших советских руководителей", - отметил Девятов. Сохранившиеся и публикуемые сейчас документы свидетельствуют, что покидали чиновники Кремль неохотно, процесс переезда занял семь лет, последним "из Кремля в Москву" съехал революционер и военачальник Климент Ворошилов в 1962 году.
В своей книге Девятов опровергает еще один "кремлевский миф" - о нестреляющей Царь-пушке. "Пушка стреляла, как минимум, один раз - материалы об этом публикуются впервые", - подчеркнул представитель ФСО. В частности, найдены документы, свидетельствующие, что Царь-пушка выдерживала заряд из 92 кг пороха, причем, "орудие это - картечное, никогда не могло стрелять ядрами, которые сейчас, сложенные у ее ствола, несут исключительно бутафорскую функцию". Историк также сообщил, что Царь-пушка должна была оборонять Кремль со стороны Красной площади, а ее мощности было достаточно, чтобы уничтожить конницу, если бы они наступала на Кремль по Ильинке. Но создателям орудия этого показалось мало - на пушке они "опубликовали" подробные тактико- технические характеристики. "Только завышены они в пять с половиной раз", - заметил Девятов.
Официальный представитель ФСО рассказал, что материалы для книги собирал в разных архивах несколько лет. "Весьма ценные материалы оставил Михаил Фабрициус - хранитель Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты, историк и хранитель Кремля Сергей Бартенев", - перечислил Девятов. Впрочем, он признался, что некоторые архивы его разочаровали. "Например, историк Игнатий Стеллецкий, занимавшийся поисками таинственной библиотеки Ивана Грозного, сколько-нибудь серьезных исследований по Кремлю не оставил: основная часть его архива - переписка по поводу возможного получения премии от государства за проделанную работу", - констатировал Девятов.