В Петербурге открыли выставки работ скульптора Симуна и мастеров второй половины XX века
Экспозиции будут работать до 30 июня
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 мая. /ТАСС/. Четыре новых выставки, представляющие знаковых мастеров Ленинграда - Петербурга и демонстрирующие масштаб творческих поисков в отечественном искусстве второй половины прошлого столетия, открылись для публики в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков. На одной из них представлены работы скульптора Константина Симуна (1934-2019), автора монумента "Разорванное кольцо", ставшего символом подвига жителей и защитников Ленинграда в блокаду.
Выставка произведений Симуна приурочена к 90-летию со дня рождения скульптора. На ней демонстрируется ряд никогда прежде не выставлявшихся экспериментальных работ, в основном созданных им в период после переезда в США в 1988 году по личным обстоятельствам. "Там, как писала когда-то [искусствовед] Татьяна Борисовна Мантурова, он никогда не порывал связи с Родиной. Он там думал на темы, которые он оставил здесь, творил на эти темы, может быть, используя другие материалы. Его работы настолько образно глубоки, настолько порой эмоционально надрывны. Их мало кто видел", - рассказала журналистам искусствовед Марина Стекольникова.
В 1990-е годы, обратившись к идеям поп-арта, Симун стал работать с пластмассовыми отходами, с различными материалами, найденными на свалках. В экспозиции портреты Иосифа Бродского, Анны Ахматовой, композиции "Материнство", "Ломоносов", в которых Симун отталкивался от классической традиции, соседствуют с работами, созданными из совершенно не пригодных для скульптуры материалов и предметов - это выброшенный поломанный стул, дорожный знак, резиновый сапог, строительная сетка. В целом ряде экспонатов повторяется разорванное кольцо - Симун неоднократно возвращался к этой теме в поздний период своего творчества.
Искусство двух поколений
Выставка "Отцы и дети" знакомит с известной династией Натаревичей и Вайнманов, представляя искусство двух поколений. Живописец Михаил Натаревич (1907-1979) входил в число ведущих мастеров, определивших облик ленинградской художественной школы конца 50-70-х годов XX века. В экспозиции представлены жанровые сцены и портреты 60-70-х годов, считающиеся наиболее интересным и плодотворным периодом его творчества.
К поколению "детей" на выставке относится творчество его дочери, художника-графика и коллажиста Елены Натаревич (родилась 1946) и ее мужа, скульптора Дмитрия Вайнмана (родился 1946). Посетители смогут увидеть графические листы и коллажи Натаревич, а также созданные ею портреты, пейзажи и тематические композиции. Также выставка дает редкую возможность увидеть скульптуры Вайнмана в таком объеме - полноценных персональных выставок мастера ранее не было вообще, отметила Стекольникова. В числе экспонатов - отличающиеся психологической глубиной портреты Микеланджело, Пиросмани, Бетховена, Мандельштама, рельефные композиции на библейские темы, произведения, выполненные в керамике, дереве, камне.
"Мифологическая сюита"
Выставка "Мифологическая сюита" приурочена к 75-летию известного петербургского графика Татьяны Леоновой (родилась в 1949). "Очарованная античностью как источником вдохновения, она всегда смотрит на окружающее сквозь призму мифов, легенд и преданий прошлых веков. Именно поэтому мифологическая серия - одна из важнейших в творчестве автора", - отметили в музее.
Посетители смогут увидеть ее графическую серию "Летний сад" с образами мраморных статуй богинь, ветхозаветную серию, где в центре внимания художника - взаимодействие мужской и женской стихий, а также портреты - друзей, близких, знакомых и незнакомых людей, исторических личностей, которые она пишет в основном по воображению. Всего в экспозиции показано более 40 графических произведений мастера, выполненных сангиной, угольным карандашом, акварелью.
Работы Льва Сморгона
Во дворе музея представлены работы одного из самых ярких ленинградских скульпторов второй половины ХХ века Льва Сморгона (родился 1929), в этом году отмечающего свое 95 -летие. Выставка "Пластическая мелодия" открывает сезон экспозиций под открытым небом. На ней представлены скульптуры в камне 1990-2000-х годов: портреты и автопортреты, религиозные сцены и абстракции.
В витрине скульптурного фондохранилища музея также показаны детские игрушки, которыми Сморгон занимался с середины 1950-х и до начала 1970-х годов, сотрудничая с крупнейшими фабриками того времени. На выставке показаны олененок Бэмби, выпускавшийся с 1965 года, куклы Люда, пловчиха, гимнастка и другие.
Выставки будут работать до 30 июня 2024 года. Их также можно будет посетить в "Ночь музеев" 18 мая. Программа, которую представит музей, включает авторские экскурсии, семейные мастер-классы, арт-медиации и кинопоказы. В ночь на 19 мая музей будет работать до 6 часов утра.