Многие знают, что учиться в Гнесинке престижно — это один из лучших музыкальных вузов страны. Но пытаясь расшифровать неофициальное название, некоторые ошибочно говорят "академия Гнесина" и не подозревают: у истоков заведения стоял не один мужчина, а несколько девушек. Когда юные, небогатые, недавно приехавшие в Москву сестры Гнесины открывали музыкальную школу, они и подумать не могли, какой вклад делают в развитие культуры. Одна из них оставила в истории особенно яркий след. Пианистка и педагог Елена Гнесина изменила подход к музыкальному образованию и посвятила своему детищу всю жизнь — за 72 года ее руководства школа пережила все потрясения XX века и превратилась в большой образовательный комплекс.
Елена Гнесина родилась в 1874 году в Ростове-на-Дону, куда ее отец, Фабиан Гнесин, прибыл на службу раввином. Его женой была Белла Флетзингер — одаренная певица и пианистка, которая исполнительской карьере предпочла материнство. Она родила двенадцать детей, выжили из них девять — четыре сына и пять дочек.
В Ростове-на-Дону семью уважали: раввин активно помогал местной еврейской общине и другим жителям, благодаря ему в городе появились новая хоральная синагога, школа, больница, кладбище. Жили Гнесины довольно скромно, но в теплой и творческой обстановке. Белла часто пела и играла на фортепиано, и ее любовь к музыке передалась детям (в будущем семь из них связали свою жизнь с искусством).
Исполнительским азам Елену и ее сестер учила мать, после — домашние педагоги. Когда стало ясно, что у девочек есть талант, старшую из них — 14-летнюю Евгению — отправили учиться в Москву, где ей удалось поступить в консерваторию. Вскоре этот путь повторила Елена, затем — третья сестра, Мария, потом и четвертая — Елизавета. В консерватории не училась только младшая, Ольга — ей было суждено стать первой студенткой Гнесинки.
За одной партой с Рахманиновым
В 1891 году сестрам Гнесиным пришлось резко повзрослеть: их отец скоропостижно умер, и теперь девушки могли рассчитывать только на себя. Елене на тот момент было 17 лет — она училась на пианистку в Московской консерватории, считалась одной из лучших студенток и находилась в эпицентре культурной жизни. Ей преподавали видные мастера, среди ее друзей были будущие композиторы Сергей Рахманинов, Александр Скрябин и Рейнгольд Глиэр.
Рахманинов был со мной в одном классе, мы сидели за одной партой. Случалось, что он мне помогал немножко во французском языке, а я, как это ни странно, помогала ему с задачами по гармонии, так как была старше его по этому предмету
После потери отца преподаватели хотели поддержать девушку, поэтому помогли найти ей работу: Елена стала давать частные уроки фортепиано, а вскоре устроилась учителем музыки в гимназию. Она занималась с разными детьми — и с теми, у кого была предрасположенность к музыке, и с теми, с кем приходилось повозиться. Елена набиралась опыта и потихоньку вырабатывала собственную методику преподавания. Ей хотелось влюбить учеников в музыку, посвятить во все тонкости, что знала она сама. Евгения тоже подрабатывала репетитором, и вскоре Елена задумалась — не открыть ли им свою школу?
Сначала идея казалась безнадежной — частных педагогов, как и частных музыкальных школ, в царской России было много. В то же время уровень преподавания был невысок, и получить профессиональное образование можно было только в консерватории. Затею Елены поддержали ее педагоги. Николай Кашкин, профессор и друг Чайковского, посоветовал сестрам: "Смело беритесь за дело и организовывайте школу, это очень подходит вашей дружной семье. Сперва у вас будет 30 учеников, потом 60, а затем — 100". Благодаря педагогам Гнесиным удалось получить официальное разрешение на открытие учебного заведения.
Школа заработала в том же доме, где и жили сестры, в Гагаринском переулке. Из инструментов был лишь один рояль, преподавали три сестры — Елена, Евгения и Мария. Вскоре Елизавета окончила консерваторию по классу скрипки и присоединилась к педсоставу.
15 февраля 1895 года сестры официально открыли музыкальное училище. Среди первых учеников были младшая сестра Ольга и дети Скрябина, но постепенно о Гнесинке узнавали и другие. Обучали сестры и взрослых, а еще — по рекомендациям профессоров — готовили подростков к поступлению в консерваторию. Елена Гнесина взяла на себя все административные обязанности, вела уроки и продолжала нащупывать собственную методику, которую позже изложила в пособии "Фортепианная азбука".
Музыкальный дом на Собачьей площадке
Популярность училища росла, Елена открыла хоровой класс — так появился первый в Москве детский школьный хор. Места в гостиной для всех желающих стало не хватать, и в 1900 году Гнесинка переехала в небольшой особняк на Собачьей площадке (ныне несуществующей площади в районе Арбата). Сестры снова поселились прямо в учебном заведении, и это ознаменовало традицию: Елена Гнесина всегда жила там, где находилось ее детище. Даже когда в 1940-е Гнесинка стала институтом и для нее строили новое просторное здание, внутри него сделали квартиру, где Елена провела последние 18 лет жизни.
Нельзя не отметить и необыкновенную скромность и простоту Гнесиных. Они не помышляли о славе и ставили своей целью лишь воспитание культурных музыкантов, которые в свою очередь несли бы свои знания и культуру другим. Неудивительно, что авторитет их училища быстро возрастал
Гостеприимная, домашняя атмосфера стала одной из главных особенностей училища — она привлекала и учеников, и коллег. В то же время заведение показывало себя как высокопрофессиональное: выпускники поступали не только в Московскую консерваторию, но и в зарубежные — Лейпцигскую, Венскую. Елена Гнесина разработала учебный план, который включал в себя и индивидуальные занятия на инструментах, и ансамбль, и изучение сольфеджио, теории, гармонии.
Появлялись и новые преподаватели, среди них — композиторы Рейнгольд Глиэр и Александр Гречанинов; на отчетные концерты училища приходили Рахманинов и Скрябин. Для начинающих пианистов Елена Гнесина сама сочиняла простые и развивающие пьесы — многие и сегодня начинают погружение в музыку именно с них. А еще Гнесина создала класс методики преподавания игры на фортепиано — это был новаторский шаг, так как прежде музыкальные заведения готовили преимущественно исполнителей, а не педагогов.
Один из главных методов Гнесиной — развитие умения вдумчиво читать нотный текст: и по строкам, и между ними, для чего нужно анализировать и осмысливать произведение в целом. Особое внимание она уделяла и аппликатуре — чередованию пальцев. Ученики Гнесиной вспоминали, что часто во время занятий педагог зарисовывала их, чтобы продемонстрировать ошибки в положении корпуса и рук.
И в горе, и в радости
После революции большинство частных школ ликвидировали, а Гнесинке удалось не только выжить, но и получить поддержку государства. Елена Гнесина обратилась за помощью к наркому просвещения Анатолию Луначарскому, и училище получило статус государственной музыкальной школы. Обучение стало для всех бесплатным, открылись новые классы: вокал преподавали солисты Большого театра, а композицию — брат Михаил Гнесин, ученик Римского-Корсакова.
В 1920-е Гнесинку реорганизовали: младшее отделение стало детской музыкальной школой, а старшее — техникумом. Впоследствии заведение неоднократно меняло свое название, но сохраняло суть — кузница лучших кадров для консерватории. Здесь, например, начинали свой путь такие композиторы, как Арам Хачатурян и Тихон Хренников.
С одной стороны, здесь господствовала, я бы сказал, домашняя, уютная атмосфера, а с другой — чувствовалось: все в техникуме подчинено непреклонной трудовой дисциплине. Я ощутил это и в первых беседах с Еленой Фабиановной. Она говорила со мной очень строго, но глаза у нее были добрые и ласковые
Были и трудные времена в истории Гнесинки. Например, в 1929 году Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ) организовала травлю против Гнесиной — ее методы сочли слишком буржуазными, и Елена покинула должность. Под угрозой оказалось само существование школы, но с ликвидацией РАПМ в 1932-м все удалось вернуть на свои места. Похожая история повторилась в конце 1940-х, когда развернулась кампания по "борьбе с космополитизмом", и Гнесина вновь вышла победительницей.
С началом Великой Отечественной войны многих учащихся экстренно вывезли из Москвы. Сама Елена Гнесина сумела провести вдали от своего детища лишь три месяца — ее принудительно эвакуировали в Казань, она преподавала там музыку, но вскоре не выдержала и вернулась.
Появилась она нежданно-негаданно. Ранним утром. Одна. Пешком с Казанского вокзала, совершив очень длительное и небезопасное путешествие по дорогам военного времени. Утомленная. Голодная. Но счастливая, с огромным запасом энергии, с жаждой деятельности. Ей шел тогда шестьдесят восьмой год
Училище продолжало свою работу, студенты и преподаватели, помимо занятий музыкой, шили одежду, помогали в госпиталях и детдомах, устраивали концерты для солдат. Будучи депутатом Моссовета, Гнесина добилась, чтобы в учреждении было отопление, а педагоги получали продукты.
Одним из главных достижений Елены Гнесиной стало открытие в 1944 году Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных — ныне Российской академии музыки имени Гнесиных. За создание вуза она долго боролась — правительство отказывало, считая, что Москве достаточно и консерватории. Таким образом, у Гнесинки появилась многоступенчатая система образования: музыкальная школа, училище, институт, а еще спецшкола-десятилетка.
Расширение заведений требовало новых зданий — для учебы, проживания студентов и педагогов, проведения концертов. Елена постоянно писала ходатайства о стройках, сама выбирала материалы и мебель, следила за планами и сроками, поэтому в шутку называла себя музыкантом-строителем. На 50-летнем юбилее Гнесинки объявили, что ей выделяют правительственную машину, на что директор заявила: "Дайте мне гвозди! Без них я не могу закончить строительство нашего здания! А без машины я могу и обойтись".
В Елене Фабиановне меня всегда поражало редкое сочетание одаренной художественной натуры с удивительными организаторскими способностями <...> На протяжении этих десятилетий ее деятельность проникнута поистине юношеским горением, заразительным энтузиазмом, неутомимой энергией
Впоследствии институт обрастал все новыми отделениями, кафедрами, факультетами. В 1955 году, в возрасте 81 года, Елена Гнесина сломала ногу и с тех пор передвигалась только в инвалидном кресле. Она постепенно передавала бразды правления своим ученикам, но продолжала активно участвовать в жизни института и преподавала до 1965 года. Пережив своих сестер и брата, Елена Гнесина скончалась в 1967 году — ей было 93 года. Легендой в сфере музыкального образования она стала еще при жизни, а ее методика и педагогические принципы, "Фортепианная азбука" и пьесы постепенно разошлись по музыкальным школам страны. Сама Академия Гнесиных сегодня является единственным вузом, в котором представлены все специальности и специализации различных музыкальных направлений, изучаемых в России.
Дарья Шаталова