Во Франции не прекращаются поиски потерянного оригинала Пикассо
За минувшие годы стоимость рисунка мастера многократно возросла
ПАРИЖ, 13 июля. /Корр. ТАСС Дмитрий Горохов/. Несмотря на безрезультатные поиски на протяжении десятилетий, французские искусствоведы все еще не утратили надежды найти графический портрет Сталина, выполненный Пабло Пикассо в 1953 году. За минувшие годы стоимость рисунка мастера многократно возросла, и теперь эксперты оценивают его в семизначные суммы - от одного до полутора миллионов евро.
Оригинал портрета в настоящее время числится пропавшим. По словам ведущего обозревателя газеты Le Figaro ("Фигаро") по проблемам искусства Эрика Бьетри-Ривьера, Пикассо стал работать над ним 6 марта 1953 года, получив на следующий день после смерти Сталина телеграмму Луи Арагона. "Мы готовим номер к печати и очень нуждаемся в твоей работе", - просил друга поэт, возглавлявший в то время еженедельник компартии Lettres franaises ("Леттр франсез") .
Набросок угольным карандашом был сделан почти мгновенно. Портрет был с благодарностью встречен в редакции, поместившей рисунок крупнейшего художника современности на первой странице. Но в рядах компартии он вызвал смятение и протесты, свидетельствует искусствовед.
Дело в том, что Пикассо и на этот раз остался верен собственной манере: в его трактовке образа не было никаких намеков на величие. Непарадный стиль разочаровал активистов и рассердил теоретиков компартии, рассчитывавших увидеть канонический потрет на фоне серпа и молота.
Бывший в те годы лидером Французской коммунистической партии (ФКП) Морис Торез, благоволивший к мастеру, находился в это время на лечении в СССР, и партией руководил один из его заместителей Огюст Лекер. Сторонник жесткого курса, он потребовал осуждения "профанации".
Даже Арагону пришлось в этих условиях публично отмежеваться от друга. "Можно придумать цветы, мужчин, женщин, - укорял он товарища по партии. - Но Сталина придумать нельзя". Сам мастер избрал линией защиты дипломатию. "Я принес цветы, но мой букет не понравился, - философски заметил Пикассо. - В семьях так часто бывает".
Редакция "Леттр франсез" уже давно покинула дом на улице Лувра. С тех пор там сменяли друг друга журналисты других изданий - Paris Jour ("Пари-Жур"), L'Aurore ("Орор") и Le Figaro ("Фигаро"). И с каждым переселением из дома вывозились архивы. Ныне это резиденция банка.
Во время многочисленых переселений он вполне мог пропасть. Но, по версии Пьера Декса, работавшего в "Леттр франсез" в 50-е годы, мастер забрал оригинал из редакции сразу после публикации. "Пабло показывал мне этот рисунок во время нашей последней встречи в октябре 1972 года, - вспоминал ветеран журналистики. - Помню, что он положил его затем в какую-то книгу".
В семье все эти годы искали пропавшую работу. "И каждый раз - безуспешно", - признает сын художника и распорядитель его наследия Клод Пикассо. Но исследователи не расстаются с надеждой.
"Сегодня этот набросок Пикассо стоил бы от 1 до 1,5 млн евро. А, может быть, даже больше", - считает шеф отдела современного искусства аукционного дома Sotheby's /"Сотбис"/ Тома Бомпар.
Скончавшийся в апреле 1973 года на 92 году жизни, Пабло Пикассо признан самым дорогим художником в мире. Общая стоимость созданных им произведений оценивается ныне в 10 млрд евро.