11 ИЮЛ, 01:49

В Большом театре состоится премьера оперы Леонкавалло "Паяцы"

Режиссером-постановщиком выступил Ханс-Йоахим Фрай

МОСКВА, 11 июля. /ТАСС/. Государственный академический Большой театр (ГАБТ) России 11 июля представит финальную премьеру завершающегося 248 сезона - оперу Руджеро Леонкавалло "Паяцы". Премьерные показы пройдут с 11 по 14 июля на Камерной сцене им. Б. А. Покровского, сообщили ТАСС в пресс-службе театра.

Там отметили, что "Паяцы" является единственной известной оперой Леонкавалло, признанным шедевром веризма. Премьера оперы в 1892 году на сцене миланского Teatro Dal Verme под управлением дирижера Артуро Тосканини ознаменовалась большим успехом. На сцене Большого театра опера впервые прозвучала в 1893 году. Последний раз "Паяцы" шли на Исторической сцене ГАБТ ровно 30 лет назад. Теперь "манифест" веризма возвращается в Большой театр и прозвучит с 11 по 14 июля на Камерной сцене им. Б. А. Покровского.

В театре напомнили, что в основе сюжета оперы "Паяцы" - подлинное происшествие, в разбирательстве которого принимал участие отец композитора: актер труппы во время представления убил неверную жену и ее любовника. 

Как в немом кино

Отвечая на вопрос ТАСС, режиссер-постановщик спектакля Ханс-Йоахим Фрай рассказал, что в его репертуарном списке уже имеется одна веристская опера - ранее он работал над постановкой оперы Джакомо Пуччини "Тоска". "В опере Леонкавалло нет больших арий, замысловатых размышлений и витаний в облаках. Это настоящая драма, почти реальная жизнь на сцене. И для ее воплощения у меня с самого начала была придумана совершенно особая концепция. Она заключалась в том, чтобы перенести действие во времена немого кино. Когда начался период музыкального веризма, тогда же началось и техническое развитие кинематографа. Это было потрясающее, захватывающее время. Поэтому я с воодушевлением представил эту веристскую оперу Леонкавалло в стиле немого кино", - сказал он журналистам перед началом генеральной репетиции спектакля. Фрай признался, что является большим поклонником немого кинематографа, а в особенности картин Чарли Чаплина. "Персонажи оперы напомнят зрителям легенд немого кино: Бастера Китона, Стэна Лорела, Оливера Харди и, конечно, величайшего в мире комика, клоуна, танцовщика, режиссера, словом, универсального гения Чарли Чаплина. Вся его жизнь всегда была и маленькой комедией, и маленькой трагедией", - продолжил режиссер.

Он обратил внимание на то, что в спектакле четыре пласта: реальность, мир оперы, мир фильма и мир кинопроизводства. При этом границы драмы и реальности, иллюзии и игры, жизни и смерти остаются размыты. "Трагедия и комедия сливаются воедино и очень близки друг к другу. "Фальстаф" Верди завершается фугой: "tutto nel mondo e burla" - "все на свете - шутка". Это же хочу сказать и я своим спектаклем: представить "Паяцев" весело, иронично, энергично, позитивно, с хитринкой, оптимизмом и надеждой. Ведь именно таким было немое кино! В трагической печали иногда прячется зерно комедии", - заключил Фрай.

Режиссер также обратил внимание на то, что ни либретто, ни партитуру он не менял. "Я никогда не прикасался к либретто. Я никогда не трогал музыкальный текст. Все, как задумывалось композитором: от "а" до "я". Добавил только немного пантомимы, искусства игры", - сказал он.

По словам художника-постановщика оперы Петра Окунева, режиссер предложил ему решение постановки в эстетике немого кино, в которой образное значение декораций и костюмов немного гипертрофировано. Это только усиливает драматизм и подчеркивает "тонкие нюансы во взаимоотношениях персонажей спектакля", считает он. "Сценография и костюмы спектакля подробны и реалистичны, но цветовая гамма и использование проекции придают действию театральность и динамику, чем только усиливают впечатление от невероятно красивой музыки. Специфика площадки Камерной сцены Большого театра делает эту работу сложной и потому особенно интересной", - поделился Окунев в разговоре с журналистами.

Партитуру оперы необходимо было адаптировать для оркестра Камерной сцены ГАБТ, так как изначально она рассчитана на больший состав исполнителей, рассказал дирижер-постановщик Антон Гришанин. "Я считаю, что нам практически удалось сделать это оптимально: мы сохранили все оттенки, не допустив потери музыкальной выразительности. Для меня большое удовольствие погрузиться в эту страстную музыку, атмосферу прекрасной Италии", - отметил дирижер.

Помимо артистов Камерной сцены, в постановке заняты приглашенные солисты - тенор Аббосхон Рахматуллаев и сопрано Элеонора Макарова, которые исполнят партии Канио и Недды. Главные партии также репетируют Игорь Онищенко, Михаил Яненко (Канио), Екатерина Семенова, Анна Бауман (Недда), Василий Соколов, Дмитрий Чернов, Азамат Цалити (Сильвио), Дзамболат Дулаев, Константин Сучков, Александр Полковников (Тонио), Руслан Бабаев, Валерий Макаров, Артем Попов (Пеппе) и другие. Хормейстеры постановки - Александр Критский и Павел Сучков.

Читать на tass.ru
Теги