В Русском музее 18 октября откроют выставку к 225-летию Карла Брюллова
Экспозиция продлится около полугода
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 24 сентября. /ТАСС/. Выставка к 225-летию со дня рождения выдающегося русского художника Карла Брюллова откроется в Государственном Русском музее 18 октября, объявила генеральный директор учреждения культуры Алла Манилова. Работа выставки продлится около полугода, после чего ее планируется представить в Третьяковской галерее в Москве.
"Выставка открывается 18 октября здесь, в Михайловском дворце. Мы долго принимали это решение, оно было спорным для нас, очень непростым. Но в итоге мы решили, что выставка Брюллова будет демонстрироваться здесь, в родных стенах. <…> Мы всех ждем, потому что это действительно грандиозное событие, - сказала Манилова журналистам. - Первым, кто открыл западному миру, не только Европе, понятие русской живописи, - это был, безусловно, Брюллов, с него началось это открытие".
Выставка под названием "Великий Карл" продлится в Петербурге около полугода. "У нас более 160 крупных живописных работ, мы отбирали только работы самого первого ряда. <…> Это не только "Последний день Помпеи", но и "Христос во гробе", который никто никогда не видел в нашей стране. Впервые люди увидят то, что покинуло страну в первую волну эмиграции и благодаря воле государства вернулось уже в этом веке, обрело постоянную прописку в музейном фонде РФ", - отметила Манилова. Она также подчеркнула, что музей намеренно покажет это полотно в неотреставрированном, первозданном виде. "Потом скорее всего поставим его на реставрацию, но будем советоваться с нашими специалистами", - добавила гендиректор.
На выставке также будут демонстрироваться уникальные произведения, предоставленные частными коллекционерами. "Выставка будет действительно полна сенсаций", - сказала Манилова.
"После того, как завершится в Русском музее, выставка Брюллова пройдет в Третьяковской галерее", - объявила генеральный директор.
Завершение реставрации "Последнего дня Помпеи"
Русский музей завершил первую почти за 200 лет комплексную научную реставрацию знаменитого исторического полотна Брюллова "Последний день Помпеи" (1833 года). Манилова отметила, что результаты работы специалистов будут представлены на открытом реставрационном совете. "Мы рассчитываем, что сегодня будет протокол, которым все единодушно, единогласно подтвердят завершение первой в истории "Последнего дня Помпеи" [комплексной научной] реставрации", - сказала она.
На время работы с картиной в зале №86 корпуса Бенуа была создана импровизированная мастерская. Установленная стеклянная перегородка позволила посетителям музея наблюдать за работой реставраторов, которая обычно остается "за кадром". Было проведено тщательное технико-технологическое и химико-биологическое исследование картины и исторической рамы, благодаря этому специалисты смогли осуществить уникальную научную реставрацию. Они удалили старые записи и тонировки, подвели реставрационный грунт в места старых заделанных прорывов и мелких утрат, выполнили регенерацию лака, покрыли лицевую сторону слоем нового лака, провели тонировку утрат и потертостей.
"Каждый открывающийся фрагмент вызывал восторг - то, как автор работает, как он пишет, как он лихо орудует кистью - достаточно широкой, мощной кистью, как он лепит форму, как строит цветовые контрасты, касания, <…> планы", - поделилась ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи Русского музея Ольга Кленова. Специалисты рассчитывают, что проведенная комплексная научная реставрация позволит не проводить вмешательств в картину еще около столетия.
Брюллов написал "Последний день Помпеи" в 1833 году после посещения в Италии археологических раскопок древних городов Помпеи и Геркуланума, погребенных при извержении Везувия 24 августа 79 года. При создании картины он изучал исторические источники, в том числе письма очевидца, историка Плиния Младшего. Полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и символизирует смену исторических эпох - зарождение на обломках языческого мира христианской цивилизации.
Картина размещалась в Санкт-Петербурге в Эрмитаже и Академии художеств, а в 1897 году была передана в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III. Полотно Брюллова много путешествовало по городам и странам, что сказалось на его состоянии.