Руководители музеев: музейный фонд РФ должна охранять полиция, а не частные фирмы
Некоторые музеи уже получили уведомления о том, что с 1 ноября их перестанет охранять полиция из-за сокращений в МВД РФ
МОСКВА, 20 августа. /Корр. ТАСС Светлана Янкина/. Российские музеи не должны остаться без охраны полицией в связи с сокращениями в МВД, поскольку частные охранные предприятия не наделены полномочиями, необходимыми для защиты музейного фонда РФ. Об этом ТАСС рассказали директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова и директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Марина Лошак.
Некоторые музеи уже получили уведомления о том, что с 1 ноября их перестанет охранять полиция из-за сокращений в МВД РФ. В связи с этим директор Эрмитажа и президент Союза музеев России Михаил Пиотровский предложил коллегам провести совместные учения и отработать защиту экспозиций от хулиганов силами собственных служб безопасности и нанятых частных охранных предприятий.
В свою очередь, министр культуры РФ Владимир Мединский обратился к президенту РФ Владимиру Путину и главе МВД РФ Владимиру Колокольцеву с просьбой рассмотреть возможность организации охраны музеев силами полиции. О готовящихся письмах он сообщил еще на заседании с представителями музеев, состоявшемся в ведомстве 17 июля.
Старый друг лучше новых двух
Как рассказала ТАСС директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, этому предшествовали обращения руководителей российских музеев в адрес Минкультуры.
"Я на сто процентов согласна с тем, что изложено в письме, и уверена, что в таких музеях, как Эрмитаж, Третьяковская галерея, Пушкинский музей, Исторический музей и далее по списку охрана и обеспечение безопасности хранящихся там невероятных и ничем не восполнимых в случае ущерба сокровищ должна осуществлять полиция - вооруженная и наделенная полномочиями быстро и эффективно реагировать в случае непредвиденной ситуации", - сказала собеседница агентства.
В настоящее время безопасность экспонатов и посетителей в Третьяковской галерее обеспечивает вооруженная полиция в бронежилетах, что "видно каждому приходящему и в Лаврушинский переулок, и на Крымский Вал".
Беспокойство в музейной среде, по словам Трегуловой, усилил недавний инцидент на выставке "Скульптуры, которых мы не видим" в "Манеже". Тогда представители частного охранного предприятия, действуя в рамках должностных инструкций, попросту не смогли предотвратить нападение участников движения "Божья воля" на произведения искусства. В результате, по оценке экспертов, пострадали две основы для линогравюр Вадима Сидура из государственного музейного фонда.
"Существует беспокойство всех музейщиков по поводу происшедшего 14 августа в "Манеже" и по поводу того, что может произойти в любом музее и выставочном зале, в особенности если они будут охраняться частными охранными предприятиями, которые не имеют полномочий быстро и адекватно реагировать на подобные происшествия", - отметила директор Третьяковской галереи.
Она рассказала, что "практики страхования произведений искусства, которые находятся в постоянной экспозиции, в российских музеях нет".
"За рубежом она существует, и очень многие музеи страхуют свои коллекции, но это - гигантские средства и абсолютно неподъемная для российских музеев и государства история", - отметила собеседница агентства.
В свою очередь, директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Марина Лошак рассказала, что в работе им приходится думать о сохранении не только собственных коллекций, но и зарубежных экспонатов.
"Мы - музей, который все время работает с ценностями самого высокого уровня. К нам приезжают выставки из крупнейших музеев мира, которые нужно охранять и страховать. Надо разумно отнестись и разумно взвесить все риски", - уверена она.
По словам Лошак, у полиции более широкие полномочия для пресечения противоправных действий, а частая смена охраны, которую приходится выбирать по конкурсу, может негативно отразиться на музейной деятельности.
"Это очень тревожная тенденция. Мы все сейчас пытаемся жить в каких-то более экономичных рамках, но на таких вещах, как охрана государственных ценностей, экономить нельзя. Это все равно, что быть красиво одетым, но совершенно больным человеком", - резюмировала она.
Что имеем, то храним
По существующей оценке, в состав музейного фонда РФ входят более 70 миллионов предметов - уточнить данные можно будет после завершения начатой в 1997 году и продолжающейся по сию пору сверке музейных коллекций. Параллельно Минкультуры РФ приступает к подведению итогов этой масштабной работы, для чего в составе музейно-выставочного комплекса РОСИЗО создается Дирекция музейного фонда РФ.
"Безусловно, нам есть что охранять. Даже если бы речь не шла о таком массиве культурных ценностей, то эту работу следует делать наилучшим образом - охраняется ведь не потому, что дорого стоит, а потому что это - национальное достояние", - сказал ТАСС начальник отдела страхования культурных ценностей компании "АльфаСтрахование" Андрей Куча.
Эксперт отметил, что "с известной степенью условности каждое произведение имеет стоимость".
"Ее можно было бы определить, если бы была произведена оценка музейного фонда. Но это такие колоссальные затраты и требуется не только труд, но и время, что сделать это не представляется возможным в силу объективных обстоятельств, связанных с масштабностью этой работы", - поделился он.
По словам собеседника агентства, "сейчас можно судить только по косвенным признакам - эта цифра выходит с таким количеством нулей, что о ней лучше не думать".
Одна из главных миссий музейных сотрудников - сохранять национальное достояние. Поэтому, во избежание ненужного внимания, они, по словам представителя страховой компании, просят не раскрывать страховую оценку выставок и отдельных произведений. "Закрепление за произведением искусства статуса шедевра - это всегда повышенный к нему интерес, и порой не только созерцательный", - отметил представитель страховой компании.
История музейного дела знает немало примеров, когда неуравновешенные граждане наносили повреждения выдающимся произведениям искусства. В этом смысле больше всего не повезло "Джоконде" Леонардо да Винчи из Лувра - на нее покушались аж четыре раза, досталось в свое время и скульптуре Микеланджело "Оплакивание Христа" из собора Святого Петра, и "Данае" Рембрандта из коллекции Эрмитажа - на первую напали с молотком, а картину облили кислотой и порезали. Будоражила воображение и картина Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" - в 2013 году, спустя ровно век после повреждения полотна ножом, некоторые представители общественности настаивали на его изъятии из постоянной экспозиции Третьяковской галереи из- за "оскорбления патриотических чувств". Правда, безуспешно.
Вандалов же, как правило, после атак на картины и скульптуры признавали душевнобольными, что не спасало их от тюрьмы.