В Париже открылась выставка картин Зинаиды Серебряковой
Мероприятие приурочено к 140-летию художницы
ПАРИЖ, 5 ноября. /ТАСС/. Выставка, приуроченная к 140-летию художницы Зинаиды Серебряковой (1884-1967), открылась в Российском духовно-культурном православном центре в Париже. Об этом сообщил корреспондент ТАСС с места события.
Как уточнили организаторы, выставка также символизирует еще одну важную дату в истории художницы - 100-летие с ее переезда в Париж.
"Это крупнейшая персональная выставка художницы во Франции, - сказал на церемонии открытия экспозиции посол России во Франции Алексей Мешков. - Для Российского духовно-культурного православного центра представлять выставку работ Зинаиды Серебряковой - большая честь. Пожалуй, это важнейший российский художественный проект за рубежом в этом году".
Мешков подчеркнул, что выставка призвана в первую очередь "рассказать о наследии великой художницы с удивительной судьбой и дать возможность как можно большему числу зрителей насладиться неповторимой красотой и поразительной современностью ее работ".
"Родившись в прославленной династии Бенуа-Кавос-Лансере, чьи предки переехали в Россию из Франции и Италии, Зинаида Серебрякова пронесла в своем творчестве неразрывную связь между разными культурами, обогатив как русскую, так и французскую художественные школы. Ее работам характерны непосредственность и мягкость кисти импрессионистов, чувство цвета как у мастеров итальянского Возрождения, светлый и радостный взгляд на мир", - отметил Мешков.
Российский посол также выразил благодарность семье Зинаиды Серебряковой "и лично Анастасии Николаевой - ее правнучке, куратору сегодняшней выставки и талантливому художнику, благодаря стараниям которой это уникальное событие стало возможным".
О выставке
На выставке в РДКПЦ представлено около 50 работ Серебряковой, выполненных в разных техниках (масло, темпера, пастель, уголь). Устроители экспозиции постарались продемонстрировать все грани творчества художницы.
В залах центра представлены автопортреты и портреты детей, которые были ее постоянными натурщиками, а также жанровые зарисовки и пейзажи, созданные во время путешествий в Марокко, Францию, Италию и Швейцарию.
На выставке впервые показаны французской публике личные вещи и инструменты художницы: мольберт, пастель, кисти и краски. Экспозицию дополняет видеодемонстрация картин, написанных Серебряковой в России до ее отъезда во Францию.
Непростая судьба
"Творческая судьба Серебряковой складывалась очень необычно, - отметила правнучка художницы Анастасия Николаева. - Если в России Серебрякова стала известной уже в начале XX века благодаря своим первым работам, то после революции ее семья оказалась в очень стесненном материальном положении".
Николаева отметила, что ее прабабушка изначально не планировала переезжать во Францию навсегда. "Она думала поехать лишь на некоторое время, чтобы поправить материальное положение заказными портретами". "Однако здесь, во Франции, ей было тяжело начинать - одной, очень стеснительной женщине", - добавила Николаева.
При этом она подчеркнула, что Серебрякова "совершенно не вписывалась в модные течения того времени".
В свою очередь советник-посланник посольства РФ во Франции, руководитель Российского духовно-культурного православного центра Анна Котлова отметила, что Серебрякова в своих картинах "учит оптимизму, вере и добру".
"Серебрякова сделала сложный выбор в своей жизни - уехать во Францию, культурную столицу того времени, и она жила последствиями своего выбора", - добавила Котлова.
О Зинаиде Серебряковой
Серебрякова родилась в семье Бенуа-Кавос-Лансере, чьи предки переехали из Франции и Италии в Россию. Уже ранние живописные работы принесли Серебряковой широкую известность. Написанный в 1909 году, когда художнице было 25 лет, автопортрет "За туалетом" был сразу приобретен Третьяковской галереей. За ним последовали такие быстро ставшие знаменитыми полотна, как "За завтраком", "Баня", "Беление холста", серия работ, посвященных балету, и многие другие.
После революции 1917 года, пожара в имении Нескучное и смерти мужа в 1919 году Серебрякова осталась с четырьмя детьми и пожилой матерью без средств к существованию. Из-за этого в августе 1924 года художница уехала во Францию в надежде найти там заработок.
По словам президента Ассоциации по сохранению русского культурного наследия во Франции Рене Герра, в двадцатые годы XX века Париж "фактически стал политической и культурной столицей русского зарубежья и литературно-художественной эмиграции". Благодаря многогранной деятельности эмиграции "образовался целый пласт русской культуры, сформировалось особое культурное явление", подчеркнул он.
В Париже продолжили работу художники знаменитого объединения "Мир искусства" Александр Бенуа, Леон Бакст, Константин Сомов, Константин Коровин, Наталья Гончарова, Александр Шервашидзе, Зинаида Серебрякова, Юрий Анненков.
Во Франции Серебрякова участвовала в выставках с 1910 года, но ее первая персональная выставка прошла именно в Париже в 1927 году. А последняя крупная выставка при жизни художницы во Франции состоялась в конце 1930-х годов.