В Петербурге открылась выставка "Казус Мейерхольда"
В частности, в экспозицию вошли реликвии Третьяковской галереи и Государственного Эрмитажа
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 20 ноября. /ТАСС/. Театральный музей представит на Международном фестивале искусств "Дягилев P.S." выставку "Казус Мейерхольда, или "Ревизора" хочется всегда". Она посвящена 150-летию со дня рождения одного из крупнейших театральных реформаторов ХХ века.
"Мы придумали выставку-пазл, собирающую три важные для Мейерхольда темы - "Влечение к строительству", "Ревизор" и "Петербург" - в гипотезу-размышление о феномене гоголевского "Ревизора" в творческой и личной судьбе мастера", - рассказала журналистам директор Музея театрального и музыкального искусства, руководитель проекта Наталья Метелица.
Выставка решена в формате музейного спектакля, где текст пьесы и ее воплощение - плод совместного творчества кураторов и дизайнера Юрия Сучкова. Вольное переплетение реплик героев "Ревизора" и жизненных реалий Гоголя и Мейерхольда позволяет взглянуть на их судьбы в другом ракурсе, отличном от постоянной экспозиции о творческом пути режиссера.
По словам Метелицы, идею выставочного проекта подала фраза Мейерхольда, оставленная им в 1915 году в визитном альбоме основателя петербургского Театрального музея, коллекционера и мецената Левкия Жевержеева: "Город Петра - только он, только его воздух, его камни, его каналы способны создать таких людей, с таким влечением к строительству… Жить и умереть в Петербурге! Какое счастье!". Этот автограф приобрел спустя годы пророческий, почти мистический смысл. По трагическому совпадению именно в Петербурге Мейерхольд был арестован и на свободу уже не вышел.
Художественное решение выставочного пространства как стройплощадки напоминает о несбывшейся мечте Мейерхольда: возведении нового здания ГосТИМа. Оно задумывалось режиссером как театр будущего, грандиозное сооружение невиданных технических и театральных возможностей. "Творческую башню" своего театра Мейерхольд хотел украсить мозаичными фризами по мотивам "Ревизора". Новаторскому замыслу не суждено было сбыться: театр закрыли, стройку остановили. Шесть мозаик, чудом сохранившиеся в мозаичной мастерской при Российской академии художеств, впервые будут показаны на выставке.
В экспозицию вошли реликвии Бахрушинского театрального музея, унаследовавшего архив ГосТИМа, Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, проекты нового здания Театра имени Мейерхольда из собрания Музея архитектуры имени Алексея Щусева.