14 МАР, 10:00

"Меня не пускали в ресторан и верить не хотели, что я артист". О жизни Сергея Юрского

1
Сергей Юрский, 1982 год

16 марта исполняется 90 лет со дня рождения народного артиста РСФСР

Сергей Юрьевич Юрский — советский и российский актер. Он полюбился зрителям ролями Остапа Бендера в "Золотом теленке" и дяди Мити в комедии "Любовь и голуби". При этом в фильмографии артиста более 70 картин, а еще он всю жизнь отдал театру, став легендой БДТ им. Товстоногова и Театра Моссовета. Вспоминаем биографию Сергея Юрского. 

Сергей Юрьевич Юрский родился 16 марта 1935 года в Ленинграде в творческой семье. Его отец Юрий Сергеевич работал в Госэстраде и был цирковым режиссером. Он происходил из дворян и еще в детстве, увлекшись театром, взял псевдоним Юрский. Мать будущего актера Евгения Михайловна преподавала музыку. У Сергея Юрского были еврейские корни, имя актера внесено в Российскую еврейскую энциклопедию, но сам он говорил, что по национальности русский.

В 1935 году Юрский-старший подвергся репрессиям, его арестовали, а после вместе с женой и новорожденным Сергеем выслали в Саратов. Вернуться в Ленинград удалось через три года. Семье дали комнату в коммунальной квартире в центре города, Юрия назначили худруком Ленинградского цирка. В годы Великой Отечественной войны его отправили в столицу руководить Московским цирком. По воспоминаниям Сергея Юрского, в тот период они всей семьей буквально жили в цирке, в небольшой комнате рядом с гримерками. Именно тогда будущий актер проникся закулисной атмосферой и захотел стать артистом. В Ленинград семья вернулась в 1948 году. 

Мне было весело и увлекательно жить в цирке, любить цирк и целые годы не желать знать ничего, кроме цирка

Сергей Юрский

В школе Сергей Юрский учился отлично, а в свободное время занимался в кружке художественного слова во Дворце пионеров. "Отец отговаривал меня от театра (и отговаривал, и завлекал одновременно)", — писал Юрский в автобиографии. Получив аттестат, он пытался поступить в Школу-студию МХАТ, но его не приняли. Зато без экзаменов — как золотому медалисту — Сергею удалось поступить в Ленинградский государственный университет им. А.А. Жданова (ныне — Санкт-Петербургский государственный университет) на юридический факультет.

Мечту о сцене Юрский не оставил: начал играть в студенческой театральной студии и вскоре стал одним из лучших артистов в коллективе. Ему доставались главные роли — Оргона в "Тартюфе", Хлестакова в "Ревизоре", Труффальдино в "Слуге двух господ" и др. Со временем Сергей понял, что не сможет жить без сцены. Он отчислился с третьего курса юрфака и поступил на актерский факультет Ленинградского театрального института им. А.Н. Островского (ныне — Российский государственный институт сценических искусств). 

Работа в театре

Будучи еще второкурсником, в 1957-м Сергей Юрский дебютировал на сцене Большого драматического театра им. М. Горького (ныне — БДТ им. Г.А. Товстоногова) в спектакле "Вечно живые" по пьесе Виктора Розова. В тот же год он присоединился к труппе этого театра. 

Под руководством режиссера Георгия Товстоногова начинающий актер быстро стал одним из ведущих артистов труппы. Он играл Чацкого в "Горе от ума", Тузенбаха в "Трех сестрах", Эзопа в "Лисе и винограде", заглавную роль в спектакле "Генрих VI" и был занят еще в десятке спектаклей. Еще в молодости Юрский удостоился звания заслуженного артиста РСФСР — на момент вручения награды ему было 32 года.

Я не хочу сказать, что театр выше жизни. Я хочу сказать, что в театре чаще, чем в жизни, человек способен пережить чужое как свое, совсем личное

Сергей Юрский

В 1973 году Сергей Юрский дебютировал в БДТ как режиссер со спектаклем "Мольер" по пьесе Михаила Булгакова "Кабала святош", а спустя три года поставил "Фантазии Фарятьева" по одноименной пьесе Аллы Соколовой. В обоих спектаклях он играл главные роли.

В 1978-м, когда артисту было чуть больше 40 лет, он переехал в Москву и присоединился к труппе Театра Моссовета. На его сцене Юрский выпустил несколько спектаклей, в которых выступил и как актер. Среди них была "Тема с вариациями" — постановка по пьесе Самуила Алешина с Ростиславом Пляттом и Маргаритой Тереховой в главных ролях, с эффектной сценографией. Спектакль шел с успехом, и в 1986 году Юрскому, который долгие годы был "невыездным", предложили поставить эту же пьесу в Японии. Режиссер уехал в Токио. "Мой выезд за рубеж, месяц полной свободы казались мне случайностью. Когда я вернулся в Союз, все худшие опасения подтвердились. 86-й год. Перестройка уже набухала, но ощутить ее было невозможно", — вспоминал актер тот период в своей автобиографии. В перестроечное время и после распада СССР артисту удалось поработать во Франции, Бельгии и Великобритании.

Тем не менее театру Моссовета Сергей Юрский оставался верен до конца своих дней, в 2016–2019 годах он входил в состав режиссерской коллегии театра. Также Сергей Юрский играл в "Школе современной пьесы" и МХТ им. Чехова, а еще прославился как чтец художественных произведений. С программой "Пушкин и другие" артист бывал на гастролях во многих странах странах.

Работа в кино

На экране Сергей Юрский дебютировал еще в конце 1950-х в эпизоде фильма "Улица полна неожиданностей" (реж. Сергей Сиделев). Первую крупную роль ему доверил Эльдар Рязанов в комедии "Человек ниоткуда" (1961). Юрский в ней сыграл Чудака — дикаря из фантастического племени, которого геолог (Юрий Яковлев) обнаружил во время экспедиции и переселил в Москву. Однако руководству картина не понравилась, и она пролежала на полке под запретом до 1988 года. 

В 1960-е годы Сергей Юрский довольно активно снимался в кино. Первая из его заметных работ — роль директора школы для беспризорников в драме Геннадия Полоки "Республика ШКИД" (1966). Среди других проектов того периода — музыкальный фильм Павла Арсенова "Король-олень" (1969), в котором Юрский сыграл коварного министра Тарталью, а также драма "Интервенция" (1968) с Владимиром Высоцким в главной роли. В 1968 году Сергей Юрский появился в образе Остапа Бендера в комедии Михаила Швейцера "Золотой теленок". 

До съемок я думал, что это один из самых любимых моих героев, что судьба мне просто фартит, и я пробуюсь на эту роль. Пробовал меня Швейцер 14 раз. Я уже замучился. Когда начали снимать, у меня был период отчаяния

Сергей Юрский

И хотя во время работы над фильмом у съемочной группы были сложности, результат себя оправдал: картина по мотивам одноименного романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова пользовалась невероятным успехом. Сергей Юрский в роли Остапа Бендера стал известен и популярен во всех уголках СССР. 

"Любовь и голуби" и не только

Среди сыгранных актером персонажей по "узнаваемости" с великим комбинатором может сравниться разве что дядя Митя из комедии Владимира Меньшова "Любовь и голуби" (1984). К слову, старика Юрский играл, будучи мужчиной в расцвете сил — ему не было и 50 лет. Чтобы добавить возраста, актеру делали сложный грим. Смывать его в перерыве между съемками было нельзя, и артист был вынужден ходить "состаренным" даже за пределами площадки. В автобиографии Юрский рассказал о забавном случае, как однажды он отправился пообедать в Медвежьегорске (городе, в котором снимали фильм) в образе дяди Мити.

"Идем в ресторан — он совсем пустой днем. Навстречу швейцар: "Стоп! Куда?" Я голосом дяди Мити говорю: "Да покушать думал. Вроде место для кушанья подходящее". Швейцар говорит: "А ну, вали отсюда быстро!" — вспоминал актер. Юрский был так убедителен в роли деревенского деда, что задуманный им розыгрыш вышел из-под контроля: швейцар вызвал милицию, чтобы выдворить странного гостя из ресторана. Закончился конфликт тем, что актер приехал в отдел милиции, провел там разъяснительную беседу с сотрудниками и прочитал им рассказы Шукшина.

Никто на меня внимания не обращал: ну, чего особенного, нормальный запущенный старик. Именно поэтому меня и не пускали в ресторан. И верить даже не хотели, что я артист. Мне кричали: "Видали мы таких артистов!"

Сергей Юрский

Среди других наиболее успешных киноработ с участием Сергея Юрского — "Место встречи изменить нельзя" (1979), "Маленькие трагедии" (1979), "Ищите женщину" (1982) и "Сказки старого волшебника" (1984). 

В 1990-е годы актер практически не снимался в кино, а вот в 2000-е сыграл во множестве проектов — в основном исторических или тех, что основаны на классических произведениях. Его можно увидеть в роли Константина Циолковского в сериале "Королев", в роли Базарова-старшего в "Отцах и детях". В фильме "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину" (2008) Юрский сыграл отца Иосифа Бродского; в сериале "Фурцева. Легенда о Екатерине" (2011) — Бориса Пастернака, это была одна из его последних работ в кино.

Личная жизнь

В молодости Сергей Юрский был влюблен в актрису Зинаиду Шарко, коллегу по Большому драматическому театру. В гражданском браке артисты прожили семь лет и расстались в 1968 году. 

В 1965-м на съемках телефильма "Большая кошачья сказка" Юрский познакомился с актрисой Натальей Теняковой. В 1970 году они поженились, а спустя три года у пары родилась дочь Дарья, которая пошла по стопам родителей и тоже стала артисткой. Позже Наталья стала еще и экранной супругой Юрского — сыграла его жену бабу Шуру в комедии "Любовь и голуби". Созданный ей образ тоже стал знаковым для советского кино, причем актрисе, появившейся в образе деревенской старушки, было всего 40 лет. 

Последние годы жизни Юрский продолжал работать. Скончался артист 8 февраля 2019 года в возрасте 83 лет. Причиной смерти стала остановка сердца. 

Дарья Шаталова

Читать на tass.ru