19 НОЯ, 04:15

Большой театр два вечера посвятит Майе Плисецкой

По словам гендиректора ГАБТа, сценарий вечера балерина успела одобрить и благословить

МОСКВА, 19 ноября. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. В течение двух вечеров - 20 и 21 ноября - Большой театр будет отмечать 90-летие со дня рождения балерины Майи Плисецкой (1925-2015). На Исторической сцене ГАБТа пройдут концерты "AVE МАЙЯ". В четверг состоится генеральная репетиция этого проекта.

"Программа двух вечеров будет абсолютно идентичной", - сообщил ТАСС генеральный директор Большого театра Владимир Урин. Он особо подчеркнул, что сценарий своего вечера Плисецкая успела одобрить и благословить. "Майя Михайловна собственноручно написала программу, и мы факсимильно воспроизведем ее в совсем необычных театральных программках предстоящих вечеров". - уточнил Урин.

Он напомнил, что еще весной встречался с Плисецкой в Москве. "Мы обсуждали празднование ее юбилея 20 ноября, задумывали провести грандиозный гала-концерт в ее честь", - рассказал гендиректор ГАБТа. "Но жизнь распорядилась иначе. Теперь вечер, а точнее, два вечера пройдут в память о великой балерине, но в полном соответствии с тем сценарием, который хотела воплотить сама Плисецкая в день своего юбилея", - отметил Урин.

По его словам, в Москву уже прилетела большая группа иностранных гостей в количестве более 30 человек, которых хотела бы видеть Майя Михайловна. Ожидается приезд французского кутюрье Пьера Кардена, который был автором многих сценических костюмов Плисецкой, а также ее вечерних туалетов и одежды для повседневной жизни. "Муж Плисецкой композитор Родион Щедрин уже в Москве, он будет присутствовать на обоих концертах и на сегодняшней репетиции тоже", - информировал гендиректор ГАБТа.

По сценарию Плисецкой

Урин рассказал, что, согласно пожеланию Плисецкой, режиссером памятных вечеров стал Андрис Лиепа. За дирижерским пультом будут два маэстро - Туган Сохиев и Павел Сорокин. Программа концертов состоит из трех отделений, во время которых будут исполнены фрагменты балетов из репертуара Плисецкой. В их числе, в частности, "Спящая красавица" и "Бахчисарайский фонтан", "Дон Кихот" и "Лауренсия", "Щелкунчик" и "Лебединое озеро".

Отдельный блок составят произведения, созданные специально для Плисецкой. Это "Гибель розы", "Болеро", "Кармен-сюита". В программе заняты ведущие солисты балета Большого театра, среди которых Светлана Захарова, Мария Александрова, Екатерина Крысанова, Ольга Смирнова, Екатерина Шипулина, Нина Капцова, Евгения Образцова, а также приглашенные звезды - Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева.

В сценарий включены отрывки из дневника Плисецкой - их озвучит Илзе Лиепа. А на экране возникнут фрагменты кино- и видеохроники, запечатлевшие выступления Майи Плисецкой.

Дополнением вечеров станут две выставки, которые откроются в историческом и новом зданиях Большого театра. Практически весь творческий путь балерины предстанет в собрании фотографий - от первых ролей и успехов до юбилейных вечеров последних лет. В экспозиции можно будет увидеть балетный гардероб Плисецкой, а также ее скульптурные портреты.

Балерина на все времена

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Ее мама была звездой немого кино, дядя и тетя Асаф и Суламифь Мессерер - танцовщиками Большого театра. Еще одна тетя - Елизавета - играла в Театре имени Ермоловой, а дядя Азарий был выдающимся актером Московского Художественного театра.

"Я мечтала о драме, а вовсе не о балете, - заявляла Плисецкая. - Но в 8 лет меня отдали в Московское хореографическое училище". "Сейчас бы меня даже в простую балетную школу не взяли из-за физических данных - "непродавленная коленка и подъем средненький", - говорила артистка. И добавляла, что к тому же была "невероятной лентяйкой". 

Я никогда не любила тренироваться, репетировать. Впрочем, в последнее время стала думать, что именно это в итоге продлило мою сценическую карьеру: я танцевала в два, а то и в три раза дольше, чем положено. Может быть, потому, что у меня были неизмученные ноги

Майя Плисецкая

Она танцевала практически 60 лет. И почти 50 из них - на сцене Большого театра, в труппу которого была принята в 1943 году, сразу после окончания Московского хореографического училища. Плисецкая стала легендой и символом Большого театра, как и "Лебединое озеро", которое, по ее собственным подсчетам, она исполнила более 800 раз. Она танцевала все главные партии в классическом репертуаре, покорив буквально весь мир.

После Плисецкая танцевала "Кармен-сюиту", буквально сметая каноны и традиции. Зарубежные хореографы поддержали стремление балерины к новизне: Ролан Пети поставил для нее "Гибель розы", а Морис Бежар - "Болеро" и "Айседору".

Но Плисецкая не всегда находит хореографа и начинает сама для себя ставить балеты, написанные мужем, композитором Родионом Щедриным. Друг за другом выходят "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой".

Она любила успех, цветы и овации. "Аплодисменты зрительного зала давали мне пару дополнительных минут для передышки", - признавалась Плисецкая.

Майя Плисецкая - народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, обладательница премий "Триумф" и "Российский Национальный Олимп", полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством", а также орденов многих стран. Ее имя присвоено малой планете номер 4626.

Балерина умерла скоропостижно 2 мая текущего года от обширного инфаркта в клинике Мюнхена. Согласно завещанию, составленному совместно с Родионом Щедриным, ее последняя воля такова: "Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти, оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией".

"Плисецкая срежиссировала даже свой уход. Но ее звезда, которая зажглась 90 лет назад, будет гореть вечно. Подтверждением тому - вечера, посвященные памяти великой артистки - балерины на все времена", - убежден гендиректор Большого театра.

Читать на tass.ru
Теги