10 российских и 10 зарубежных фильмов, запомнившихся в 2015 году
Самые интересные ленты уходящего года - в материале ТАСС
МОСКВА, 31 декабря. /Корр. ТАСС Мария Токмашева/. Уходящий год запомнился фильмами самых разнообразных жанров. В зарубежном кино были как яркие новинки уже популярных франшиз, так и новые работы известных режиссеров авторского кино. Российский кинематограф, несмотря на все более строгую политику в отношении выделения государственных средств, в минувшем году еще успел порадовать зрителей – в особенности, поклонников авторского кино.
"Безумный Макс: Дорога ярости" (Mad Max: Fury Road), режиссер Джордж Миллер
Образец чистого жанра – роуд-муви, выполненное в стиле дизель-панка, продолжение знаменитого "Безумного Макса", только еще эпичнее и энергичнее. Кажется, что Джордж Миллер к своим 70-ми годам открыл в себе второе дыхание – в том числе, и благодаря воинственной Фуриосе в исполнении Шарлиз Терон. Удивительно, как похождения брутального и молчаливого парня Макса Рокатански превратились в самую яркую и жаркую демонстрацию последних лет за права женщин.
"Молодость" (Youth), режиссер Паоло Соррентино
Триумфатор "европейского Оскара" и лучший фильм Каннского кинофестиваля, оставшийся там, к сожалению, без наград. Остроумная история о восприятии возраста, дружбе, потерях, депрессии и творческом кризисе с великолепным актерским составом, который возглавляет блистательный Майкл Кейн.
"Кingsman: Секретная служба" (Кingsman: The Secret Service), режиссер Мэттью Вон
Свежий глоток уже, кажется, приевшегося всем зрителям жанра шпионского боевика. Британский юмор, оскароносный Колин Ферт в роли секретного агента, ироничные экшн-сцены и классическая история взросления и превращения обычного дворового юноши в истинного джентльмена.
"Такси" (Taxi), режиссер Джафар Панахи
Победитель Берлинского кинофестиваля этого года. Частично снятый с помощью видеорегистраторов и мобильного телефона фильм опального иранского режиссера Джафара Панахи, собственно, о важности кино и свободы творчества даже в условиях всепоглощающей цензуры.
"Головоломка" (Inside Out), режиссеры Пит Доктер, Роналдо Дель Кармен
Главный анимационный фильм минувшего года, давший возможность разобраться в своих чувствах и эмоциях не только детям, но и взрослым. От печали до радости всего несколько хороших слов, добрых дел и шагов по волшебному миру фантазий.
"Лобстер" (The Lobster), режиссер Йоргос Лантимос
Главная антиутопия года, приз жюри Каннского кинофестиваля и неясность относительно прокатной судьбы фильма в России. Тем не менее всего несколько показов на территории РФ прибавили греческому режиссеру Йоргосу Лантимосу поклонников, которых тронула эта по сути тяжелая история о страхе одиночества.
"007: Спектр" (Spectre), режиссер Сэм Мендес
Завершающий аккорд британского режиссера Сэма Мендеса в главной шпионской саге современности и, возможно, последний фильм, в котором агента 007 сыграл Дэниэл Крейг. Джеймс Бонд, в "Скайфолле" переживший профессиональный кризис, продолжает разрушать здания и уничтожать злодеев – уже не с присущей ему энергией, а, скорее, с усталостью и обреченностью, что, впрочем, только добавляет классическому шпионскому роману драматизма.
"Девушка без комплексов" (Trainwreck), режиссер Джудд Апатоу
Ироничная комедия Апатоу, позволившая Эми Шумер, до этого блиставшей в стендапе и телешоу, наконец "выйти на широкий экран". Казалось бы, банальный по сюжету ромком тандем Шумер и Апатоу превратил в самый реалистичный и социальный очерк о жизни женщины за 30.
"Новейший завет" (Le tout nouveau testament), режиссер Жако ван Дормель
Современное прочтение священного писания, способное, возможно, оскорбить чувства особо верующих. Запоминающиеся истории, приправленные большой долей юмора, еще раз доказывают известную всем пословицу про "на бога надейся, а сам не плошай".
"Шнайдер против Бакса" (Schneider vs. Bax), режиссер Алекс ван Вармердам
Новая работа не самого популярного в России голландского режиссера Алекса ван Вармердама, специализирующегося на саркастическом описании современного европейского общества. На этот раз Вармердам еще и выступает в роли одного из главных героев – живущего в глуши писателя, которого приходит убить наемный киллер. История преступления при этом превращается в настоящую комедию.
"Страна ОЗ", режиссер Василий Сигарев
Главный российский фильм года, одновременно олицетворяющий последние изменения российского законодательства (в частности, - закона "о мате"), суровые новогодние праздники и непоколебимость русского народа. Фантазия главного российского режиссера современности на безобидную сказку Лаймена Фрэнка Баума превращается в сказ о суровой отечественной действительности – в особенности, на долгих новогодних праздниках.
"Ангелы революции", режиссер Алексей Федорченко
Самый яркий фильм года от любителя этнического колорита – уральского режиссера Алексея Федорченко. Художники-авангардисты – проводники новаторских советских идей и лозунгов - сталкиваются с культурой иного рода, где традиции и обряды складываются на протяжении веков и не поддаются крутым переменам, насаждаемым сверху.
"Милый Ханс, дорогой Петр", режиссер Александр Миндадзе
Единственный российский фильм, участвовавший в конкурсе ММКФ и оставшийся без наград. Сотрудничество советских и немецких инженеров накануне войны, вызвавшее много вопросов еще на этапе выделения господдержки на производство фильма в министерстве культуры РФ. Главное в фильме – долгий последний кадр, держащий в напряжении зрителя до конца картины.
"Тряпичный союз", режиссер Михаил Местецкий
Самый энергичный и молодежный фильм уходящего года, пока не получивший дату широкого проката, а только показанный на "Кинотавре", где получил приз за лучший мужской актерский ансамбль. Молодые актеры, драйв юности – сумасшедшей, непокорной и открывающей новые вершины в постановке одного из сценаристов "Легенды №17" Михаила Местецкого, который готов подарить отечественному кинематографу еще много ярких работ.
"Мы не можем жить без космоса", режиссер Константин Бронзит
Главная анимационная отечественная работа этого года, уже получившая множество отечественных и международных наград и попавшая в претенденты на "оскаровскую" номинацию. История дружбы двух космонавтов, по уровню драматизма идущая на много шагов вперед современного художественного кино – не только отечественного, но и зарубежного.
"Убрать из друзей", режиссер Леван Габриадзе
Первооткрыватель нового жанра – десктоп-триллер, сделанный в сотрудничестве России и США. Традиционная для хоррора история группы молодых людей в замкнутом пространстве здесь обретает сверхсовременный жанр воспроизведения – на экране макбука с вечно всплывающими "окнами" "скайпа", "мэйла" и "фейсбука".
"Про любовь", режиссер Анна Меликян
Первый зрительский проект автора "Русалки" и "Звезды" Анны Меликян со всем "созвездием" современного отечественного кинобизнеса – от Ренаты Литвиновой и Марии Шалаевой до Михаила Ефремова и Евгения Цыганова. Солнечная Москва, откровенные сцены и любовь во всех ее проявлениях.
"Под электрическими облаками", режиссер Алексей Герман-младший
Призер Берлинале-2015 фильм "Под электрическими облаками" – актуальная и своевременная история, скроенная режиссером Германом-младшим из нескольких новелл, действие которых развивается в будущем. Ощущение предвоенного времени, кризиса и деградации преследует главных героев фильма – "лишних людей", знакомых отечественным зрителям еще по классической русской литературе.
"Брат Дэян", режиссер Бакур Бакурадзе
Высокого европейского уровня "долгострой" Бакура Бакурадзе, в основе которого реальная история сербского генерала, попавшего под трибунал. Горная сельская местность, на фоне которой развиваются политические реалии современности и судьба конкретных людей, перемежающаяся кадрами режиссерской работы над картиной.
"Инсайт", режиссер Александр Котт
Редкий для отечественного кино пример качественно мелодрамы с потрясающей операторской работой. Внезапно ослепший мужчина в исполнении Александра Яценко и влюбленная женщина, убегающая от мужа, исполнении Агриппины Стекловой. Чувственный и нежный актерский дуэт, тонкость игры которых особенно чувствуется в изумительных кадрах, сделанных оператором Петром Духовским под руководством режиссера Александра Котта. Фильм так и не вышел в широкий прокат, ограничившись лишь несколькими фестивальными показами.